Цикл жизни технологической компании и его прямая зависимость от бдительности ее управляющих
Сегодня, как никогда раньше, технологии меняют правила игры практически во всех индустриях мира. Постоянно автоматизируется работа, которая веками выполнялась человеком; благодаря видеосвязи, изменяется формат взаимодействия с партнерами и клиентами компании, и т.д. Это уже понимают абсолютно все. Но есть еще моменты, которые не так хорошо заметны “невооруженному” глазу. Один из таких моментов – это цикл жизни самих компаний, которые производят все эти новые технологии.
Практически каждый день появляются сотни стартапов по всему миру. Большинство из них терпят крах, т.к. это, в принципе, естественное явление, но некоторым удается стать очень успешными и зарабатывать большие деньги. Примерами успешных стартапов являются такие компании, как Facebook, Angry Birds, LinkedIn, Instagram, Dropbox, AlterGeo, ВКонтакте и многие другие. Но стать успешными это одно дело, а продолжать быть успешными – совсем другое.
После того, как стартап становится популярным, его основатели обычно видят мир в розовом цвете. Быстрый успех значительно повышает уровень самуверенности и уровень высокомерия владельцев компании. Их бизнес кажется абсолютно неуязвимым, что значительно притупляет чувство бдительности и рациональное мышление. Они не обращают внимание не только на появляющихся в их сфере конкурентов, но и, что еще важнее, изменения принципов той индустрии, в которой они находятся.
Приведу пару примеров. Рынок интернет-рекрутинга очень долго находился под контролем таких игроков как monster.com, hh.ru и других аналогичных порталов. Став лидерами своих категорий, они совсем перестали волноваться, что в их ситуации что-то может измениться. В это время компания LinkedIn потихоньку развивалась и подстраивала свою стратегию под высококачественный рекрутинг. Сейчас все больше и больше рабочих во всем мире предпочитают искать работу именно на LinkedIn, потому что это удобно. Компании также стараются размещать все больше своих вакансий именно на этой платформе.
Несколько дней назад состоялась одна из самых крупнейших сделок года. Всем известная компания Oracle приобрела систему Taleo, которой пользуются многие крупные корпорации США для управления человеческими ресурсами и рекрутинга. То есть, если вы будете подавать на вакансию в одну их этих компаний, вам придется делать это через систему Taleo. На мой взгляд, Taleo очень повезло, что они смогли продать себя за такую сумму. Вполне вероятно, что через несколько месяцев LinkedIn станет еще популярнее, и Taleo будут пользоваться все меньше.
В России у самого крупного интернет-рекрутера hh.ru дела пока идут хорошо. Но думают ли они о том, что будет с рынком рекрутинга в России через 1-2 года? Если LinkedIn будет продолжать набирать популярность в нашей стране, что hh.ru сможет предложить работодателям и соискателям, чтобы они продолжали пользоваться их услугами, а не услугами LinkedIn?
Еще одним примером полной потери бдительности и чрезмерного высокомерия является американская компания Groupon (мы о ней писали на днях). Их реактивный рост и сумасшедшая популярность в первый год существования создали впечатление того, что они будут лидером этой новой категории коллективных скидок на десятки лет вперед. Это явилось причиной известного отказа предложения от Google купить Groupon за 6 миллиардов долларов. Groupon не задумался ни на минуту о том, что происходило в их индустрии на тот момент и что будет происходить через 1-2 года. В то время уже появилось большое количество подобных компаний, которые забирали бизнес у Groupon. Также, природа данной бизнес-модели компании была такова, что их клиенты (компании) не смогут и не будут пользоваться их услугами постоянно, т.к. ни один бизнес не сможет такого позволить себе в принципе (как с точки зрения низкой прибыли, так и с точки зрения уменьшения ценности брэнда). Groupon об этом, конечно же, не подумал. Я понимаю, что это сложно сделать, когда все ведущие блоги мира пишут о том, какие вы крутые, но очень часто это все обманчиво, и иметь бдительность все-таки нужно.
С момента отказа от предложения Google компания Groupon уже потеряла более половины миллиарда долларов (минусовая прибыль два года подряд), и изменения данной тенденции пока не предвидится. Если бы только они приняли это предложение от Google…
Подобных примеров еще много. Владельцы Yahoo, отказавшиеся от предложения Microsoft купить их за просто нереальную сумму в 44 миллиарда долларов несколько лет назад, еще долго не смогут спокойно спать по ночам, видя во сне растворяющиеся в воздухе нули.
В такой динамичной отрасли как интернет и технологии, анализировать ваш рынок нужно буквально каждый день. Неспособность увидеть малейшие угрозы из внешнего мира может привести как к упущенным возможностям, так и полной потере бизнеса.