Если кто-то разработал мобильное приложение для своего бизнеса, это не значит, что это нужно вам
Я решил написать эту статью после того, как на прошлой неделе наткнулся в магазине на своего старого хорошего знакомого. Мой друг Александр в свое время создал компьютерный продукт для обучения менеджеров. Продукт стал успешным не только в России, но и зарубежом, и Александр, соответственно, стал успешным вместе с ним.
В детали продукта я вдаваться не буду, т.к. речь не о нем. Во время разговора с Александром я узнал, что он хочет сделать мобильное приложение для своего продукта (iOS, Android и т.д.). На мой вопрос о том, что именно будет делать это приложение, он не ответил ничего конструктивного. Он сказал, что пока особо не думал об этом, но мысль о приложении возникла потому, что сейчас это модно и это делают многие. Вот именно этот момент и я заставил меня написать эту статью.
Несколько лет назад, когда социальные сети получили широкую популяризацию, большинство компаний понаделали себе страниц и аккаунтов практически в каждой из этих сетей. Вопрос о том нужно им это или не нужно даже особо не обсуждался. По мнению маркетинг-менеджеров это было необходимо, т.к. это был (как сказали бы наши друзья Герман и Данила из “Даешь Молодежь!”) новый трэнд. Ваше отсутствие в социальных сетях могло даже означать, что вы не существуете как компания, в принципе.
Тогда большинство компаний еще не понимали, что присутствие в социальных сетях требует отдельной маркетинговой стратегии, дополнительных ресурсов и умения управлять этими новыми инструментами. Это непонимание сегодня привело многих компаний к тому, что они либо прекратили свое присутствие в виртуальном мире, либо существенно его ограничили.
Сегодня социальные сети – это уже не модно. Что сейчас модно? Ну, конечно, мобильные приложения. Если это модно, и все больше компаний обзаводятся этими новинками, то, наверно, это нужно сделать и всем остальным?
Прежде, чем даже начать думать об этом, компании должны задать себе следующие вопросы:
- Какую цель поможет мне достигнуть это мобильное приложение? (больше продаж? больше преданности клиентов?)
- Окупятся ли затраты на его разработку и поддержку? (одна только разработка более или менее приличного приложения стоит примерно от десяти тысяч долларов)
- Есть ли у нашей компании деньги и ресурсы на рекламу и маркетинг этого приложения? (стоимость поддержки приложения обычно уже в первый же год превышает стоимость его разработки)
- Будет ли концепт данного приложения конфликтовать с имиджем моего брэнда? (например, если вы серьезная компания, подойдет ли вас приложение-игрушка?)
- Что я действительно потеряю, если я не создам это приложение? (очень часто ответом на этот вопрос становится слово “Ничего”)
Как я уже давно заметил из своего опыта, компании по всему миру даже не тратят время, чтобы сесть и обдумать детали подобных инициатив. Они сначала создавали себе страницы в социальных сетях, набирали какое-то количество подписчиков, а потом не знали, о чем там еще можно писать, кроме как “Здравствуйте, мы компания такая-то и мы продаем то-то и то-то”. Теперь то же самое начинается и с мобильными приложениями.
После того, как я задал несколько конкретных вопросов своему Александру о его плане создать приложение, он задумался и сказал, что пересмотрит свои мысли по этому поводу. Вчера он позвонил, поблагодарил за мой совет пересмотреть это решение и предложил позицию менеджера по интернет-маркетингу в его компании.
В этом мире чуть ли не каждый день появляется что-то новое в мире технологий, и если за всем пытаться угнаться, то не хватит ни средств ни энергии, и в конечном итоге это может привести к абсолютной потере фокуса. Все, что должны понять компании, это то, что у них должна быть главная маркетинговая стратегия, а такие вещи, как социальные сети, мобильные приложения и все остальное, это всего лишь навсего инструменты. Для каждой стратегии нужен свой определенный набор инструментов, и даже если многие компании начинают что-то делать , это абсолютно не значит, что это нужно делать вам.