PoliVizor «Rocket» — полет нормальный!
«Ракета» доставлена на стартовую площадку, специалисты уже установили её в вертикальное положение, подсоединили шланги подачи «топлива», кабели электропитания и управления. Объявляется минутная готовность — в заправочный бак «ракеты» заливается «топливо».
— Ключ на старт!
— Есть ключ на старт! Включен основной тумблер системы электропитания.
— Ключ на дренаж! Включена система автоматической заправки «ракеты».
— Протяжка один! Запущена на малую мощность система управления излучателями.
— Продувка!
— Есть продувка! Запущен в предпусковом режиме головной вентилятор.
— Протяжка два! Индикатор заправки показывает «готовность».
— Зажигание! Включена лампа видеопроектора.
— Пуск! Снятый с «паузы» мультимедиа плеер, начинает воспроизведение специально подготовленного видеоролика.
— Поехали! Движки на пульте управления переводятся в рабочее положение…
Нет, не беспокойтесь, никакого «отрыва от стартового стола» не будет. Это яркое, красочное изображение, переливающееся на микрочастицах тумана, отрывается от земли и.. «повисает» в воздухе перед глазами изумленных зрителей.
Так, или примерно так, выглядит «запуск» новой российской «ракеты» — псевдо-голографического 3D видеопроектора PoliVIzor PV300R (Rocket). Кстати, на практике, время «запуска» (вместе с заправкой) такой «ракеты» составляет около двух минут. На протяжении четырех лет сотрудники компании PoliVizor трудились над этим проектом, совершенствуя разрабатываемое изделие. В каждой последующей модели учитывались и исправлялись все недочеты предыдущей, и сейчас на рынок выпускается уже четвертая по счету, самая совершенная на сегодняшний момент разработка компании — модель PV300R (Rocket).
PV300RRocket имеет следующие особенности:
- Рабочий вентилятор установлен в верхнем торце изделия. Тем самым, существенно уменьшена вероятность попадания в него посторонних предметов и повышено удобство установки изделия в непосредственной близости от стены.
- Уровень акустического шума в типовом рабочем режиме составляет не более 40 дБ.
- Объем рабочего бака составляет 5 литров. Заправка и слив воды занимают не более 2 минут.
- Изделие оснащено проводным дистанционным пультом управления.
Почему же такое пафосное название — «ракета»? Для ответа на этот вопрос стоит лишь взглянуть на фото.
Не правда ли, есть определенное сходство. Модель, выполненная в виде вертикально установленной колонны, действительно напоминает собой ракету, готовую к старту.
Создание устройств для проекции видеоизображений с использованием нетвердотельных проекционных экранов, состоящих из микрокапель водяного тумана, является одним из наиболее перспективных направлений проектирования устройств отображения информации в настоящее время. Это связано с тем, что такие «экраны» позволяют при определенных условиях освещения и правильно подобранной плотности микрочастиц, получать удивительные эффекты «повисания» предметов в воздухе (делая практически невидимым сам «экран»), создавать псевдотрехмерные изображения (псевдоголограммы) сквозь которые зритель может, например, спокойно проходить. Именно поэтому десятки компаний в мире много лет работают над созданием подобных устройств, но, надо сказать, что результата удалось добиться немногим. В этом списке нет Германии, Японии, Франции, Италии и т.д., а есть только Соединенные Штаты Америки с Heliodisplay и Финляндия с Fogscreen, а с 2008 года в этой компании появился и российский PoliVizor, но, следует отметить, что зарубежные аналоги существенно уступают отечественной разработке по многим техническим и эксплуатационным параметрам.
Четыре года, как вы понимаете, совсем немаленький срок, и за этот период к нам на почту поступило более сотни писем с вопросами, касающихся работы, как конкретно PoliVizorа, так и всего, что с ним, так или иначе, связано. Со всей своей скрупулезностью мы стараемся давать максимально исчерпывающие ответы. Однако, задаваемые вопросы все чаще и чаще начинают повторяться, особенно, в последнее время, когда наблюдается всплеск появления подобного рода устройств на медийно-рекламном рынке. Вот мы и решили воспользоваться этой «трибуной», чтобы ответить на самые актуальные.
Что же объединяет все известные «воздушные экраны»?
Во всех без исключения подобных устройствах:
1. Для генерации микрочастиц применяются только ультразвуковые формирователи тумана, аналогичные тем, что используются в современных увлажнителях воздуха. Они являются наиболее экологически безопасными и позволяют самым простым и дешевым способом получать (с высоким КПД) микрочастицы воды, практически не имеющие дисперсии — размером около 5-10 микрон каждая. Кроме того частицы, сформированные ультразвуковыми излучателями, имеют незначительный отрицательный электрический заряд и отталкиваются друг от друга, что делает такой туман сухим на ощупь и не позволяет ему конденсироваться на стенах и предметах, в помещении, где работает такой «туманный экран» (в отличие от капель аэрозольного распылителя или кипящей воды). Они постепенно заполняют собой весь объем помещения оставаясь «висеть» в воздухе, пока (со временем) не потеряют свой заряд и под действием силы гравитации, не упадут на пол или не испарятся (распадутся на невидимые глазу молекулы воды). Именно такое их поведение (имеется ввиду длительное «висение» в воздухе) и делает невозможным эксплуатацию подобного рода устройств в помещениях малого объема без дополнительной вентиляции или системы осушения воздуха.
2. При формировании «воздушного экрана» используется принцип многослойного воздушного потока, состоящего из трех воздушных слоев: двух широких — поддерживающих или вспомогательных слоев и одного (основного) тонкого — центрального слоя.
При этом центральный — он же рабочий слой, обогащен холодным паром (туманом). Поддерживающие потоки «выбрасывают» (вверх вниз или вперед, в зависимости от конструкции изделия) этот самый центральный поток, насыщенный туманом, из устройства формирования на значительное расстояние, защищая его от внешних воздействий (сквозняков, ветра, перепада температур…) и, тем самым, не давая ему «развалиться». В качестве «экрана» для видеопроекции всегда используется только самая близкая к выходным соплам часть потока. Она, как правило, составляет не больше половины общей длины выбрасываемых струй.
3. Для обеспечения высокого качества (максимальной длины, стабильности, равномерности, плавности, и, как следствие, невидимости) «воздушного экрана» во всех подобных устройствах (кроме DisplAir, см. далее) применяются одно — (FogScreen) или многоступенчатые (Heliodisplay, PoliVizor) ламинаризаторы различных форм и размеров, которые помимо детурбулизации воздушных потоков осуществляют выравнивание всех основных физических параметров центрального и двух поддерживающих потоков: степень ламинарности, скорость, направление, температура.
Эти параметры у всех трех потоков должны быть, по-возможности, максимально близкими. Только в этом случае зритель сможет увидеть по-настоящему объемное изображение предмета, «парящего» в воздухе.
4. Именно из-за желания продлить срок эксплуатации ультразвуковых излучателей в качестве заправочный жидкости используется дистиллированная или предварительно очищенная вода.
5. Для формирования воздушного потока используются электрические вентиляторы, как правило (везде, кроме PoliVizora) , собираемые в специальные массивы, определяемые размерами изделий, а точнее шириной формируемого «воздушного экрана».
6. В качестве источника видеоизображения используется луч видеопроектора, световая сила которого (ANSI-lm), подбирается из расчета площади «воздушного экрана». Реже — луч лазера.
7. Проекция осуществляется по направлению к зрителю, с обратной стороны «Воздушного экрана», поэтому, после прохождения такого, практически, прозрачного для света препятствия, луч от видеопроектора с тем же изображением, не теряет своей яркости и проецируется на потолок, пол или на самих зрителей. В связи с этим, разработчики подобного рода устройств, всячески пытаются обойти эту «неприятность», применяя всевозможные светоотсекающие шторки, козырьки или ширмы.
Чем PoliVizor отличается от финского Fogscreen?
FogScreen и PoliVizor — это абсолютно разные устройства, предназначенные для разных целей. Хотя их и объединяет наличие «общего» «туманного экрана», который формируется в обоих случаях аналогичным трехслойным способом (см. выше). Однако у разработчиков FogScreen основной задачей было получение как можно более плотной (и не обязательно тонкой и гладкой) туманной «завесы» или, лучше сказать, своеобразного «туманного занавеса», падающего сверху вниз (это принципиально для функционирования FogScreen) плотными белыми клубами с толщиной около 10-15 см. И именно в связи с тем, что зритель отчетливо видит эти белые клубы (тумана), однозначно ассоциирующиеся у него с дымом – из-за своей плотности и не прозрачности, устройство и обязано своему названию «FogScreen» (Дымовой экран).
Перед создателями PoliVizorа стояла совсем иная задача — сделать «воздушный экран», по-возможности максимально «воздушным» и не видимым для зрителя, тонким и нежным, действительно эфемерным, но при этом, способным отображать не менее яркое изображение. И всё здесь (в PoliVizore) подчинено решению именно этой задачи. Прежде всего, это и многоступенчатый ламинаризатор – для обеспечения формирования супер ламинарного (гладкого, без «кучеряжек» и «завихрений») воздушного потока.
Кстати, в Fogscreen воздушный поток имеет очень низкую ламинарность (гладкость) – это можно видеть по спадающим вниз турбулентным клубам тумана. По-сути, это турбулентный воздушный поток тумана, ниспадающий сверху-вниз в виде своеобразного «водопада».
При воспроизведении на «воздушном экране» PoliVizora, специальным образом подготовленной видео-презентации, возникает полный эффект «парения» в воздухе реального предмета или субъекта. Даже с расстояния в несколько метров зритель практически не видит никакого «экрана». Он видит только объемный объект, «висящий» в воздухе. Поэтому не случайно, в отличие от FogScreen, PoliVizor и носит название псевдо — голографический 3D видеопроектор.
Поэтому и сферы применения этих устройств сильно отличаются.
Нельзя не отметить тот факт, что сам монтаж Fogscreen очень сложен, так как он устанавливается только в верхнем положении — на специальных мощных фермах, при этом вес только самого Fogscreen (без воды) составляет около 200 кг. Плюс ко всему, низкая надежность конструкции в целом: так как в каждом Fogscreen содержится несколько десятков вентиляторов (в зависимости от модели, установлено от 30 до 50 шт). В PoliVizore же он всего один. Отсюда и существенная разница в цене.
Преимущества Fogscreen
- Формируется очень плотный и толстый (в глубину около 10 — 15 см) турбулентный «воздушный экран», в результате получается наиболее яркое изображение из всех подобных устройств.
- Существует возможность получения «экрана» значительной площади, начиная от 2х2 до 2х4, 2х8 м и т.д. при наращивании количества последовательно соединенных устройств.
- Вследствие высокой оптической плотности экрана, видеопроекция возможна, как позади экрана — на просвет, так и спереди — прямое отражение.
- Направление потока сверху-вниз позволяет существенно сэкономить на конструкции самого изделия, которая рассчитана таким образом, что может функционировать только в таком положении (горизонтально, на подвесе), за счет падения микрочастиц тумана вниз под действием сил гравитации. Вентиляторы в этой конструкции выполняют вспомогательную (направляющую) роль, формируя, в основном, лишь поддерживающие (боковые) воздушные потоки.
- На практике поток тумана падает вниз с высоты (подвеса) двух с половиной — трех метров (уровень рабочей, выходной поверхности), чем и определяется высота самого «воздушного экрана». Эта самая большая длина «экрана» среди устройств подобного типа.
- Подвешенное вверху, над головами зрителей изделие, практически не загораживает проход (не считая крепежных консолей по бокам) и делает возможным зрителям не только проходить сквозь, но и, как бы, «купаться» в ниспадающих сверху клубах тумана, что добавляет зрелищности.
- Отсутствие необходимости продувки рабочих сопел и ячеек ламинаризаторов, вследствие особенностей конструкции, в которой все перечисленные выходные отверстия направлены вертикально вниз, то есть, влага, конденсирующаяся в них в процессе работы устройства стекает вниз в виде капель (на специальный водосборный ковер).
- Из-за высокой плотности клубов тумана, образующих своеобразный занавес или водопад, оказывается практически не чувствительным к задымленности помещения, а также к незначительным сквознякам, которые не в состоянии существенно «повредить» «экран» — сдуть его. Поэтому он часто устанавливается на сцене при оформлении различных шоу, спектаклей и перфомансов.
- Наличие проводного пульта дистанционного управления устройством.
- Верхняя установка устройства (не достать рукой) защищает от вандальных действий внешнюю рабочую поверхность ламинаризатора, состоящего из пластин тонкой алюминиевой фольги.
Недостатки Fogscreen
- Очень тяжелая и громоздкая конструкция. Вес около 200 кг. Переноску и инсталляцию должны осуществлять не менее четырех –шести человек одновременно.
- Высота подвеса устройства не может быть ниже двух с половиной метров, так чтобы человек высокого роста мог спокойно проходить под рабочей поверхностью изделия и поднимая руки вверх не касаться рабочей поверхности Fogscreen. Учитывая высоту подвесного блока с крепежной консолью — минимальная высота потолков в помещении должна составлять не менее 3, 5 — 4 метров.
- Из-за особенностей конструкции, требующей установки под потолком помещения в горизонтальном положении, обязательно укомплектование мощными конструктивными мачтами-консолями, которые могут быть закреплены только при помощи специальных тросов растяжек. Подъем Fogscreen осуществляется при помощи четырех специальных лебёдек.
- Высокий расход заправочной жидкости (более 15 литров в час) требует применения заправочных баков большого объема или подключение основного блока к системе водопровода помещения и использования дополнительных фильтров для воды.
- Высокая степень туманообразования, даже не смотря на использование ультразвуковых излучателей, (где все микрочастицы имеют один отрицательный электрический заряд и отталкиваются друг от друга) приводит к возникновению конденсации при соприкосновении клубов тумана с полом.
- В связи с этим в комплект Fogscreen всегда входит специальный влаговпитывающий ковер, толщиной около 10 см, собирающий десятки литров воды в процессе работы устройства.
- Высокое потребление электроэнергии, связанное с использованием в устройстве значительного числа ультразвуковых туманообразователей — около 50 штук и большого количества электрических вентиляторов — до 50 штук.
- Низкая надежность и высокая стоимость конструкции из-за применения значительного количества электрических вентиляторов.
- Высокий шум, создаваемый десятками работающих электрических вентиляторов.
- Длительное время установки и разборки всей конструкции — не меньше часа. Необходимость значительных площадей с высокими потолками (3,5-4 метра) в помещении для инсталляции Fogscreen под установку конструктивных элементов и растяжек, а также дверных проемов, лифтов и лестниц и проходов, способных пропустить конструкции соответствующего веса и размеров.
- Отсутствие возможности установки иным образом — вертикально, с потоком, направленным снизу-вверх или под углом к поверхности пола.
- Сложность обслуживания, обусловленная необходимостью прочистки от пыли и смазки огромного числа электрических вентиляторов.
- Необходимость специального тяжелого автотранспорта для перевозки самого Fogscreen и всех дополнительных конструкций.
- Fogscreen не может работать в супер ламинарном режиме с пониженным туманообразованием для обеспечения формирования ровного и гладкого «туманного экрана», для обеспечения возможности создания псевдо голографической 3D видеопроекции.
- Самая высокая цена на рынке подобных устройств (без учета стоимости таможенных сборов и доставки) — более 2 млн. руб.
Чем PoliVizor отличается от американского Heliodisplay?
При разработке PoliVizora прототипом послужил американский Heliodisplay, но основные технические элементы конструкции PoliVizora, решены принципиально иначе:
- За счет применения в конструкции изделия PoliVizor всего одного вентилятора, вместо массива из 98 попарно соединенных вентиляторов в Heliodisplay, значительно повысилась надежность устройства в целом, значительно улучшены качественные показатели формируемого «экрана» (ввиду отсутствия разброса параметров различных вентиляторов и необходимости попарного их подбора при сборке устройства). Более чем в 3 раза (в сравнении с Heliodisplay) удалось снизить цену изделия. Существенно упростилась процедура сервисного обслуживания устройства.
- В конструкции PoliVizorа на пути воздушного потока, обогащенного туманом отсутствуют мелкие ячейки и сетки, которые могли бы забиваться («залипать») каплями воды в процессе эксплуатации, тем самым ухудшая равномерность «воздушного экрана».
- Поэтому при эксплуатации PoliVizora, в отличие от Heliodisplay, никогда не возникают так называемые «черные дыры» — полосы, пустоты (без микрочастиц внутри) на «воздушном экране». Как следствие, для PoliVizora не требуется периодическая обработка каналов ламинаризатора специальными гидрофобными аэрозолями, продувка сжатым воздухом или втягивание капель пылесосом. Именно поэтому, время непрерывной работы PoliVizora ограничено только запасом дистиллированной воды.
- Вследствие использования в PoliVizore оригинальной схемы подачи тумана в рабочий канал и особой конструкции ламинаризаторов, «воздушный экран» стал гораздо стабильнее «американского» (без «качаний», кавитационных «дыр» и искажений типа «каракуль»), а также, гораздо менее восприимчив к внешним воздействиям (ветер, сквозняки), что, в результате, сказалось и на реальной рабочей длине воздушных струй «экрана» — до двухметров.
- Внешняя рабочая решетка Heliodisplay выполнена из тонкого алюминиевого профиля, так называемых «алюминиевых» сот типа «Aluminum Honeycomb», как правило, применяемых (из-за легкого веса при одновременно высокой прочности) в космической промышленности.
Образующие собой внешнюю рабочую поверхность устройства Heliodisplay, эти соты, однако, выполнены из тончайшего алюминия и являются очень мягкими (как лепестки радиатора кондиционера или автомобильного алюминиевого радиатора). По понятным причинам, эксплуатация такого устройства в России будет очень недолговечной, так как помятые или погнутые лепестки такого ламинаризатора вообще перестают работать. В PoliVizorе вместо профиля «Aluminum Honeycomb» используется оригинальный, специально сконструированный, очень прочный (анитвандальный) пластиковый ламинаризатор, способный выдерживать значительные внешние механические воздействия.
Преимущества Heliodisplay
- Формируется тонкий ламинарный равномерный «воздушный экран» толщиной около 1 см, который может использоваться не только для обычной видеопроекции, но и для создания эффекта «повисания» предмета в воздухе, а также для создания псевдо голографического 3D видео.
- Значительный размер изображения 2 х 1,5 м.
- Существует возможность прохода зрителей сквозь изображение.
- Сформированный Heliodisplay «воздушный экран» является ламинарным по всей длине его распространения и имеет одинаковую толщину 1 см.
- В базовом варианте Heliodisplay устанавливается вертикально, а поток «воздушного экрана» направлен из стороны — в сторону, перпендикулярно полу. Однако, на заказ изготовители обещают выполнить изделия с установкой под углом к полу или горизонтально ориентированные — с потоком, направленным снизу вверх или сверху-вниз.
- Относительно компактное и не тяжелое устройство — колонна высотой около 220 см и диаметром 35 см. Вес около 35 кг. Может переносится двумя грузчиками.
- За счет малой толщины «экрана» при такой значительной площади изображения, расход воды составляет всего около 1 л воды в час, поэтому, даже при длительной эксплуатации помещение малого объема не наполняется микрочастицами тумана и воздух не теряет своей прозрачности.
- Из-за малого количества ультразвуковых излучателей (не больше 5 штук) и использования маломощных вентиляторов, общее энергопотребление не превышает 300 вт.
- Существует интерактивный вариант изделия, оснащенный встроенной системой распознавания движения частей тела (прежде всего рук) оператора.
Недостатки Heliodisplay
- Вследствие малой толщины «экрана» (около 1 см) для создания, более-менее, ярких изображений, требуется применение видеопроектора повышенной светосилы — желательно, более 5000 лм ANSI. По этой же причине, требуется и специальная световая «изоляция» помещения. Установка изделия в затемненных нишах и проходах.
- Тонкий (около 1 см) «воздушный экран» очень чувствителен к ветру и сквознякам в помещении, что также требует выбора определенных мест для его установки или принятия каких-то специальных ветрозащитных мер.
- Низкая надежность и высокая стоимость конструкции из-за применения значительного количества электрических вентиляторов.
- Работать Heliodisplay может лишь только в одном супер ламинарном режиме, с низкой интенсивностью туманообразования.
- Внешняя рабочая поверхность ламинаризатора Heliodisplay, представляет собой ячейки, выполненные из тонкой алюминиевой фольги и, как следствие, являющиеся абсолютно не защищенным местом для возможных вандальных действий.
- Высокий шум, создаваемый сотней работающих электрических вентиляторов.
- Сложность обслуживания, обусловленная необходимостью регулярной периодической прочистки от пыли и смазки около 100 электрических вентиляторов, необходимости продувки рабочих сопел и ламинаризаторов, собирающих на себе значительное количество влаги в процессе длительной работы устройства (до нескольких раз в день).
- Отсутствие пульта дистанционного управления.
- Отсутствие возможности наращивания ширины «экрана», путем последовательного соединения одинаковых устройств в линию.
- Цена на американском рынке (без учета стоимости таможенных сборов и доставки) — 1 млн. 200 руб.
Чем PoliVizor отличается от астраханского DisplAir?
1. В основу работы DisplAir положен принцип, основанный на свойствах напорной воздушной струи на большой скорости (около 5-10 м/с), выбрасываемой из выходных сопел устройства и образующей плоский, строго направленный воздушный факел. Хотя таким турбулентным потокам и характерна достаточная компактность на выходе, и дальнобойность, определяемая характеристиками начального отверстия, (поэтому они и находят применение в тепловых воздушных завесах) .
Однако при удалении от выходного сопла изменяется сама структура воздушного потока и происходит быстрое снижение его скорости, сопровождаемое расширением угла раскрытия струи, зависящее от, так называемого, «коэффициента турбулентной структуры струи». Поэтому, такой подход не позволяет создавать «воздушные экраны», а соответственно, и изображение приемлемого качества (четкое и не размытое по всей площади экрана) с длиной (высотой) качественной плоской струи более 50 см.
То есть изображение, спроецированное на такой «экран», с увеличением расстояния от сопла, будет постепенно терять свой фокус и, соответственно, яркость. Если в месте истечения струи из сопла она ещё имеет толщину около 0,5 см, то в верхней части «экрана» её толщина уже составляет около 5 см ( то есть, увеличивается в 10 раз)!
Кроме того, экран данного типа имеет характерные высокоскоростные флуктуации плотности микрочастиц в потоке, что приводит к появлению на проецируемом изображении чередования светлых и затемненных участков, наряду с отсутствием фокуса, делающие не возможным демонстрацию с помощью Displair четких, легко читаемых цифр, букв, очертаний предметов, и т.д.
2. «Воздушный экран» в Displair формируется по широко известной трехпотоковой схеме, (когда центральный, обогащенный микрочастицами, слой воздуха, зажат по краям двумя более широкими поддерживающими воздушными потоками), однако, в устройстве DisplAir отсутствуют ламинаризаторы воздушного потока, что, естественно, существенно упрощает и удешевляет конструкцию в целом, но явно не идет на пользу воспроизводимому изображению. Именно поэтому на выходе DisplAir и получается турбулентный напорный воздушный поток.
3. Для получения 50 сантиметров высоты воздушной струи DisplAir вынужден работать на скоростях воздушного потока около 5-10 м/c,что в конечном итоге приводит и к повышенному расходу микрочастиц тумана. В Displair для создания более-менее приемлемой плотности микрочастиц в «экране», даже при такой маленькой площади (около 0,5 кв. м.), приходится ежечасно выбрасывать в воздух не менее полутора литров воды. Для экрана с площадью более 3 кв. м., (гипотетически, построенному по принципу Displair) понадобилось бы не менее 12 литров воды в час! Для сравнения — в PoliVIzorе, формирующем «экран» с площадью более 3 кв. м, на скоростях от 0,5 до 2 м/c, расход жидкости составляет всего около 4 л в час.
4. Вследствие того, что Displair работает на повышенной скорости воздушного потока (5-10 м/c), акустический шум, создаваемый этим аппаратом, в процессе работы, оказывается весьма значительным и даже на расстоянии трех метров от устройства составляет не менее 55 дБ.
Преимущества DisplAir
- Компактность конструкции, простота монтажа и транспортировки.
- Малое потребление воды — не более 1,5 л в час.
- Наличие интерактивной «мультитач» системы.
- Малые размеры «экрана» около 75 см по диагонали и установка его на высоте, соответствующей уровню груди зрителя, делает возможным дотрагиваться до любой точки интерактивного изображения с целью управления им.
- Вследствие повышенной (до 5-10 м/c)скорости воздушного потока на выходе устройства, он, по сути, уже сам становится ветром, и в результате оказывается способным восприниматься человеческой кожей, в частности, подушечками пальцев рук, как механическое воздействие, поэтому у пользователя возникает тактильное ощущение, сходное с ощущениями, возникающими при прикосновения к предмету (демонстрируемому в этот момент на «экране») при отсутствии оного. Именно этот эффект по утверждению самих разработчиков, является наиболее важной и интересной составляющей интерактивной системы Displair.
Недостатки DisplAir
- Характерный вид колышущегося высокоскоростного турбулентного «воздушного экрана», представляющего собой быстро мерцающее чередование светлых и темных пятен в изображении, сопровождаемое непрерывным «плаванием» фокуса в изображении, существенно ухудшает восприятие изображения в сравнении со всеми конкурентами.
- Работа Displair сопровождается высоким специфическим акустическим шумом скоростной воздушной струи на выходе из сопла (55 дБ на расстоянии 3 м). Ввиду особенностей примененного в DisplAir способа формирования «экрана» из напорных воздушных струй, дальнейшее увеличение площади, здесь возможно только в ширину.
- Высокая цена, не соответствующая потребительским свойствам устройства — около 400 тыс. руб.
PoliVizor – это действительно что-то технически новое?
По инициативе Минкомсвязи России, 31 августа 2010 г. на базе федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт радио» (ФГУП НИИР) состоялось совещание, в рамках которого прошла презентация мультимедийного псевдоголографического 3D видеопроектора PoliVizor, демонстрация экспериментального образца устройства, а также обсуждение возможных перспектив использования предложенной технологии в системах видеовоспроизведения для различных инфокоммуникационных служб.
В совещании принимали участие представители Минкомсвязи России, специализированных научно-исследовательских институтов ФГУН НИИР, ЗАО «Московский научно-исследовательский телевизионный институт», ЗАО «Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания» и сами разработчики устройства.
- Совещание признало предложенное устройство (псевдоголографический 3D видеопроектор PoliVizor) инновационной технической разработкой, принцип действия которой основан на проекции телевизионного изображения на виртуальный воздушный экран из ламинарных (в виде струй) потоков воздуха, обогащенных водяным туманом, отметив при этом, что воспроизводимое показанным устройством изображение воспринимается как стереоскопическое без применения специальных очков. Создаваемое изображение как будто «висит» в воздухе и выглядит реалистичным.
- Демонстрация подтвердила, что «Воздушный экран» на ощупь кажется сухим и прохладным, а при отсутствии изображения практически не видим для человеческого глаза.
- При создании устройства разработчиком использовались современные методы компьютерного моделирования и последние научные достижения в области радиоэлектроники и аэрогидродинамики.
Совещание решило:
1. Отметить большой творческий и научный вклад разработчиков компании PoliVizor, создавших действующий видеопроектор по технологии «PoliVizor».
2. Учитывая важность и актуальность развития объемного (3D) телевидения, рекомендовать разработчикам провести тестирование образца видеопроектора PoliVizor в ЗАО «МНИТИ», ведущей организации в области ТВ устройств отображения, в целях определения перспективы использования предложенной технологии «PoliVizor» в системах видеовоспроизведения и других инфокоммуникационых службах.
3. Целесообразно обсудить технологию «PoliVizor» на заседании Научно-технического совета ЗАО «МНИТИ» с участием представителей научных, эксплуатационных и промышленных организаций, вещателей и других заинтересованных сторон с целью определения основных технических требований и условий применения системы «PoliVizor» с учетом интересов заинтересованных организаций и ведомств.
На том совещании присутствовал и сам метр телевидения Марк Иосифович Кривошеев – ведущий специалист в области телевизионных измерений, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Ему настолько понравилась разработка, что Марк Иосифович не смог остаться равнодушным к её и нашей судьбе и подписал нам на память свою новую книгу с наилучшими пожеланиями.
Для нас это было особенно приятно, так как много лет назад (обучаясь на радиотехническом факультете Воронежского политехнического института) курс «Телевидение» мы постигали, в том числе, и по учебникам М.И. Кривошеева.
Какого размера изображение можно получить с помощью PoliVizora?
Новая модель PV300R (Rocket) специально разработана для проекции вертикально ориентированных изображений. Размер «воздушного экрана» (по-сути, он и определяет размер проецируемого изображения) по диагонали составляет 2580 мм, при соотношении сторон 16:9, где 16 — высота, а 9 — длина «экрана». Иными словами: размер «воздушного экрана» в модели PV300R составляет 2100 х 1500 мм.
На каком «топливе» работает «Ракета», какой у неё расход и насколько экологичен её «выхлоп»?
Для «заправки» PoliVizorа используется только дистиллированная вода, при этом внешний заправочный бак устройства рассчитан на 40 л, а расход воды в процессе работы составляет не более 4 л/час. Таким образом, ориентировочное время непрерывной работы PoliVizor Rocket от одной заправки, при максимальной интенсивности туманообразования, составляет около 10 часов.
При работе устройства не выделяется никаких вредных газов и веществ!
В экстренных случаях при отсутствии дистиллированной воды, можно заправлять «ракету» и обычной питьевой водой без газа.
Работает ли PoliVizorе при свете?
При планировании места установки PoliVizora необходимо учитывать, что окружающее освещение сильно влияет на контраст формируемого изображения.
На ярком солнце изображение становится практически неразличимым. «Картинка», тем не менее, доступна для восприятия и при дневном свете, однако, также как в кинотеатре, её качество улучшается при уменьшении освещенности помещения.
При выключенном видеопроекторе и активированной генерации тумана зрителю должен быть виден только задник – темный фон, подсвеченный не яркими направленными (на фон) светильниками, предпочтительно синего цвета. Наличие на заднем плане именно темного фона придаёт изображению наилучшее качество цветопередачи и повышает его контрастность. Если удается обеспечить необходимую световую «атмосферу», исключив попадание на изображение и фон прямых лучей света (солнечного или искусственного), то допустимым является незначительное рассеянное освещение в зоне расположения зрителей.
Устройство, по-возможности, должно устанавливаться вдали от не зашторенных окон. Ну и, конечно же, важное значение для толерантности картинки к окружающему освещению имеет мощность применяемого с PoliVizor видеопроектора и его контрастность. Чем ярче свет и больше площадь изображения, тем мощнее должен быть видеопроектор.
Какое оптимальное расстояние для обзора картинки на PoliVizore?
Изображение, создаваемое PoliVizorом, даже вблизи кажется объёмным, хотя и не является голограммой. 1-10 метров это оптимальное расстояние обзора. Однако изображение PoliVizorа хорошо просматривается и с большего расстояния, поэтому устройство рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы оно было видно зрителям, приближающимся к нему издалека — до 50 метров.
Изображение, создаваемое PoliVizoroм можно наблюдать только с одной стороны – спереди, в секторе до 180° по горизонтали и до 90° по вертикали, при этом проекция изображения по отношению к наблюдателю осуществляется сзади «воздушного экрана».
PoliVizor не предназначен для того, чтобы зритель мог смотреть на изображение позади «экрана», тем не менее, взглянув с обратной стороны на «воздушный экран», он увидит то же самое изображение, но перевернутое зеркально и значительно менее яркое. Сбоку (если смотреть прямо на решетку ламинаризатора) будет видна лишь, слегка колышущаяся,тонкая (толщиной около 3 см), яркая полоска света.
Сильно ли PoliVizor шумит?
Уровень акустического шума работающего PoliVizorа в типовом эксплуатационном режиме составляет не более 40 Дб.
А если в помещении, где устанавливается PoliVizor дымно?
Важным моментом при выборе помещения для установки PoliVizora является его задымленность. Так, в аудиториях с плохой вентиляцией, где применяются дым машины или в воздухе много табачного дыма (дискотека, бар, ночной клуб или ресторан), эффективность работы PoliVizora будет снижена.
Каким образом все-таки предмет «повисает» в воздухе?
Изображение, проецируемое на «воздушный экран», является абсолютно плоским.
Отснятый (или смоделированный) и движущийся по определенным траекториям (чаще всего это вращение вокруг своей оси) предмет или актер при проекции на «воздушный экран» PoliVizora становится трехмерным, объемным и настолько реалистичным, что его порой невозможно отличить от реального. Содержание проецируемых на «воздушный экран» образов для достижения результата имеет огромное значение, поэтому для получения необходимого эффекта предварительно подготавливается специальные видеоролики, для производства которых используется: видеосъемки в студии, 3D моделирование, анимация, композитинг, пост-обработка, озвучивание.
Где можно применять PoliVizor?
Многие компании постоянно ищут новые, яркие современные средства привлечения внимания покупателей и технологического оснащения интерьера.
Здесь подходящим решением может стать именно PoliVizor. Притягивая взгляд, он может стать незаменимым решением в оформлении торгового пространства, выставочного стенда, позволит придать помещению особый шарм, создать неповторимый имидж и привлечь внимание потенциальных покупателей. Учитывая специфику данного типа проекционных устройств, способных осуществлять формирование в пространстве ярких, красочных объемных изображений, все они, несомненно, смогут найти широкое применение в качестве информационно-рекламных носителей, способных не просто привлекать внимание зрителя, но делать отображение информации особенно привлекательным и эффектным: и, конечно же, использоваться в рекламном бизнесе. В демонстрационных залах, на выставках, салонах, ярмарках, конференциях, шоу, в спортивных и торговых комплексах, в театральных представлениях, показах мод, на корпоративных мероприятиях, презентациях, музеях, медицинских и образовательных учреждениях, стать частью интерьера кафе, бара, ресторана, дискотеки или ночного клуба, в общем, на любых публичных мероприятиях, где требуется продемонстрировать, действительно, что-то удивительное и запоминающееся.
Почему же именно PoliVizor?
Если внимательно прочитали всю статью, то, вероятно, и сами можете ответить на этот вопрос, но для тех кто, все-таки, ещё сомневается, в двух словах повторюсь.
PoliVIzor воплотил в себе только лучшие черты известных в настоящее время зарубежных аналогов Heliodispplay и FogScreen.
Прежде всего — это огромный размер «экрана», который составляет более 3 кв. м. При этом PoliVizor позволяет осуществлять генерацию: супер ламинарного тонкого (практически, не видимого) «воздушного экрана», как в Heliodispplay; турбулентного, как у FogScreen; и, так называемого — промежуточного (плотного как у FogScreen и при этом ламинарного, как у Heliodisplay). При этом количество регулировок и органов управления на пульте изделия сведено к минимуму — все управление осуществляется автоматически. Задача оператора только выбрать нужный режим работы устройства.
Приобретая PoliVizor, фактически, покупатель получает три устройства в одном.
Уникальные особенности самого PoliVizora, удобство конструкции, малые габариты и вес (в сравнении с конкурентами, создающими экраны соответствующего размера), антивандальность рабочей поверхности и самого корпуса устройства, низкое энергопотребление, малое потребление дистиллированной воды, низкая шумность при работе, высокая скорость «развертывания», простота обслуживания, неограниченное время непрерывной работы, и, конечно же, низкая цена — 490 тыс. руб. делают его, действительно уникальным изделием на мировом рынке устройств подобного рода.
Итак, «Ракета» успешно выведена на орбиту и с декабря 2012 года продолжает свой полет в автоматическом режиме. Так что теперь можете пристыковываться!
И счастливого пути, PoliVizor PV300 Rocket ждет Вас.