ABS на страже безопасного торможения
Эта технология используется в подавляющем количестве автомобилей. Система, которая направлена на улучшение безопасности движения, а именно сконцентрирована на более качественном торможении, уже не является элементом дополнительной оснастки машины, а все чаще встречается в базовой комплектации. Имя этого изобретения конструкторов – АБС (ABS) или антиблокировочная система. Эта технология призвана сделать торможение управляемым, а путь экстренной остановки минимально возможным. И хотя существует некоторые скептические исследования, проведенные в отношении АБС, эта система с успехом внедрена в громадное количество автомобильных производств, и по своим качественным характеристикам все же должна делать вождение и торможение порядочно безопасней.
История АБС
Идеей АБС с автомобильной промышленностью любезно поделилась авиационная. Именно на шасси самолетов первоначально была ориентирована эта технология. Пионером производства антиблокировочных систем стала французская компания Avions Voisin. Начинались эти несмелые попытки в 20-х годах прошлого века. А уже в 1936 году конструкторы компании Bosch представили и запатентовали инновацию, которая предотвращала блокировку колес при экстренном торможении. Однако подобная идея прилично опередила техническую действительность тех времен. Пришлось подождать несколько десятков лет, пока ученые не подтянули новые технологии производства. Полупроводники пришлись очень кстати в реализации АБС. Первым смелым первопроходцем стала компания General Motors, которая в 1971 году снабдила антиблокировочной системой одну из своих моделей. Однако первый блин оказался, мягко говоря, комом. Дебютные АБС не только не решали поставленных задач, а и значительно повышали опасность вождения. У истоков первой стоящей и работоспособной АБС стоял инженер Гейнц Либер, который работал на концерн Daimler-Benz. Именно он разработал базовый подход в конструкторском исполнении антиблокировочной системы. Детище Либера получило название ABS 2, появившись на свет в 1970 году. Позже компания Daimler-Benz привлекла к работе над новой системой и работников Bosch, которые, вложив свой многолетний опыт, помогли создать достойную и революционную технологию.
Уже с середины 70-х годов АБС стала входить в дополнительную комплектацию автомобилей представительского класса.
Принцип действия и составляющие системы
Основная идея АБС – это сделать процесс торможения максимально контролируемым. Известно, что при блокировке одного или нескольких колес машина становиться неуправляемой. Именно на борьбу с этим явлением брошены основные силы технологии. Учитывается разница в скорости остановки колесной базы и самого автомобиля. Идеальным вариантом торможения является синхронное замедление колес и кузова машины. Для этого следует правильно координировать тормозное давление на каждое колесо. При резком несоответствии замедления колеса и всего автомобиля система АБС понижает тормозное давление, выравнивая параметры. После совершения этой манипуляции вновь нагнетается максимальное усилие на остановку. Этот процесс занимает доли секунды и циклически повторяется до полного торможения. Ориентировочно таких циклов в секунду происходит несколько десятков.
Чтобы реализовать эту технологию требуется несколько основных составных частей. Датчики скорости устанавливаются на ступицах колес. Именно они действуют на передовой, замеряя критически значения замедления. Информация от датчиков перенаправляется в мозговой центр АБС, который, обрабатывая полученные данные, принимает прикладные решения. Исполнителями воли блока управления являются клапаны, которые и влияют на тормозное давление. Они устанавливаются в магистраль основной тормозной системы. Еще одним важным элементом АБС является насос, который после срабатывания клапана нагнетает нужное тормозное усиление.
Разновидности антиблокировочных систем
Развитие АБС трансформировало эту систему в более сложную составляющую торможения. Она может дополняться опциональными технологиями, которые повышают комплексное качество работы. Составной частью современной АБС могут стать: противобуксовочная система, электронный контроль устойчивости, система экстренного торможения.
Однако корневая разделяющая характеристика – это количество управляющих клапанов и датчиков скорости. Оптимальным вариантом представляется четырехканальная АБС, которая имеет датчик и клапан на каждом колесе. В такой реализации система добивается максимального контроля торможения, отдельно отслеживая каждый элемент. Такая АБС характеризуется и приличной стоимостью.
Немного проще и дешевле трехканальная антиблокировочная система. Здесь за всю заднюю ось отвечает один датчик и один клапан. Слегка сниженные качественные показатели восполняются удешевлением и упрощением установки.
Самая простая одноканальная АБС устанавливается в основном на небольшие грузовики. Эта система предупреждает блокировку только задних колес, что значительно снижает ее эффективность.
Проблемы и будущее АБС
При срабатывании системы педаль тормоза начинает слегка вибрировать. Исследователи заявляют, что многие водители неправильно воспринимают этот сигнал, отпуская рычаг торможения. Другие скептики утверждают, что управляемое торможение не под силу для большинства водителей. Однако очевидно, что АБС – это солидный инструмент безопасности, которым снабжаются современные автомобили. При умелом и правильном использовании этой системы шансы на спасения жизней или имущества существенно возрастают. Учитывая динамику развития технологий, можно ожидать развитие АБС или появление более новых перспективных тормозных систем.