Как работает Groupon — бизнес-модель компании коллективных скидок
Мы все уже давно знаем, что Groupon – это компания, предлагающая очень выгодные предложения за счет коллективного формата покупок. Но не все знают, как именно построена бизнес-модель данной организации. Сегодня я вам об этом расскажу.
Компания предлагает один купон в день на каждом рынке, где они присутствуют. Groupon является своего рода гарантийным контрактом. Если определенное количество людей покупают купон, то тогда скидочное предложение становится доступным для всех. Если минимум покупок не набран, то никто не может воспользоваться этой скидкой в этот день. Это уменьшает риск для ритейлеров, для которых купоны являются как количественными скидками, так и инструментами увеличения продаж. Groupon зарабатывает деньги, удерживая примерно половину суммы, которую платит покупатель купона.
Например, если вы купите ролл Калифорния в ресторане Япоша за 89 рублей (обычная цена – 275р.), то Groupon и Япоша разделят 89 рублей пополам. Таким образом, ресторан продает вам ролл, который стоит 275 рублей, всего за 45 рублей.
Groupon работает не со всеми компаниями подряд. Например, они воздерживаются от сотрудничества со стриптиз-клубами, клиниками для абортов и т.д.
Бизнес-клиенты Groupon ничего не платят за участие сразу. Groupon собирает персональные данные от желающих приобрести купоны покупателей и затем связывается исключительно с теми (в основном, по email), кто может быть заинтересован в данном конкретном скидочном предложении.
Большинством покупателей купонов от Groupon являются женщины. По этой причине, большое количество предложений содержит продукты и услуги для здоровья, фитнеса и красоты.
В бизнес-моделе Groupon есть и свои проблемы. Например, слишком привлекательная скидка может “завалить” малый бизнес клиентами и негативно повлиять на качество обслуживания. Также, продуктов или услуг на всех может просто не хватить.
Многие бизнесы надеялись, что купоны от Groupon помогут им построить базу лояльных клиентов, которые затем будут приходить к ним и без купонов. Однако, в большинстве случаев Groupon привлекает лишь “охотников за скидками”, которые больше не вернутся к вам, если не получат еще один купон. Это, в свою очередь, повлияло на лояльность бизнес-клиентов к самому Groupon. В январе 2012 года около 400 опрошенных бизнесов сказали, что они не планируют пользоваться услугами Groupon в ближайшие 6 месяцев.
Как дальше будет развиваться компания коллективных скидок, покажет время. Напомню, что Groupon продолжает терять деньги уже второй год подряд. В 2010 году при уровне продаж в 312 миллионов долларов, компания потеряла 413 миллионов. В прошлом году оборот компании вырос до 1.6 миллиарда долларов, но прибыль опять оказалась отрицательной, составив 256 миллионов убытков. Это не самые лучшие новости для Mail.ru и Digital Sky Technologies, которые в апреле 2010 года вложили в Groupon 135 миллионов долларов. Я думаю, что именно эти переживания послужили одной из причин установления сотрудничества между Groupon и Mail.ru в феврале 2011 года. Две компании решили предлагать купоны от Groupon на сервисе Одноклассники.
Я могу сказать лишь одно – тот день, когда Groupon отказался от предложения Google купить компанию за 6 миллиардов долларов уйдет в историю как одна из крупнейших ошибок в мире бизнеса. В независимости от того, выйдет когда-нибудь Groupon в плюс или нет, у них никогда не будет 6 миллиардов наличности, от которых они так высокомерно отказались.