Успешный и долгий полет корпорации Boeing
Романтическое увлечение летательными аппаратами одного человека вылилось в крупнейшую корпорацию, которая долгие десятилетия занимает одни из ведущих позиций в воздухоплавательном производстве. Самолеты марки Boeing на слуху у каждого, кто каким либо образом касался или интересовался воздушными перелетами, транспортировкой и техникой.
История компании Boeing
У истоков самолетного производителя, теперешний оборот которого превышает 60 млрд. долларов, стоял любитель и поклонник летательных машин Уильям Боинг. Так и не окончив Йельский университет, Уильям 20 столетие начал в деревообрабатывающем бизнесе. Идя по стопам своего отца, Боинг-младший достаточно преуспел в этом деле. Однако его внимание перехватило очарование воздушных аппаратов. Уже в 1910 году он поучаствовал в первой авиационной выставке на американской земле. Это событие, проходившее в Лос-Анджелесе, полностью утвердило смелого инженера в своих планах на жизнь. В 1915 году Уильям Боинг озарил небо своим первым самолетом.
В паре с военным инженером Джорджем Вестервельтом Уильям спроектировал свой первый гидросамолет. В 1916 году была основана компания The Pacific Aero-Products Company, которая уже через год получила название Boeing Airplane Company. Первым увесисто успешным проектом стал пассажирский самолет Boeing 247,который был разработан в 1933 году. Этот аппарат оказался достаточно простым, качественным и безопасным в разрезе своего времени. Печально, что именно один из таких самолетов стал первым воздушным объектом теракта 10 октября 1933 года.
Вторая мировая война, как и положено, оказалась серьезным катализатором работы самолетного производства. Здесь модели Boeing стали законодателями моды. Разработанные компанией бомбардировщики B-17 и B-29 выпускались внушительными партиями не только на предприятиях Boeing Airplane Company, но и на других американских заводах. В последние годы войны месячное количество собранных самолетов зашкаливало за цифру 350.
Мирное время прилично сократило заказы на авиационную технику. И хотя военные заказы стали прочным подспорьем компании, стали закрываться заводы и сокращаться персонал. Было проведено переоборудование штурмовика B-29 в пассажирский вариант.
Развитие технологий и правильный баланс между военно-космическим и гражданским производством позволило компании Boeing отправиться в успешное плавание по волнам авиационного бизнеса. В 1954 году совершил первый полет Boeing 367-80, которому суждено было стать прародителем знаменитой «семисотой» серии, которая завоевала рынок и стала флагманом пассажирской авиации. Середина 60-х годов подарила авиационному миру самый массовый пассажирский реактивный самолет Boeing 737. На сегодняшний день собрано 8000 таких машин, а громадное количество заказов еще не закрыто. «Семисотая» серия постоянно развивалась и дополнялась новыми представителями, которые представляли разные габаритные и технологические подходы. Одним из последних детищ компании является Boeing 787 Dreamliner – инновационный широкофюзеляжный реактивный пассажирский самолет.
Теперешняя мощь корпорации Boeing насчитывает более 60 заводов по всему миру и свыше 150 000 сотрудников. Компания выделила два специализированных подразделения, которые взяли на себя военно-космические и гражданские направления работы. Была создана частная пожарная организация, которая насчитывает около 300 профессиональных пожарных.
Уильям Боинг принимал самое активное участие в управлении своим детищем, став символом и вдохновителем компании Boeing. Однако позже он продал свой пакет акций, чтобы встретить старость, разводя лошадей и дрейфуя на своей яхте вдалеке от суеты и нервозности рыночно инженерной игры.
Boeing 737
Boeing 737 – самый популярный узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолет. Он собирает в себя более десяти типов односемейных воздушных аппаратов. Распространенность этих самолетов настолько велика, что не проходит и 5 секунд, чтобы где-то не приземлился или не взлетел Boeing 737.
История этой воздухоплавательной машины взяла отчет с 1964 года. На базе уже существующих моделей конструкторское бюро стало разрабатывать новый успешный аппарат. Было обновлено крыло, что позволило улучшить характеристики полета и топливный КПД. Изначальные 60 пассажирских мест трансформировались в 103. В каждом ряду располагалось по 6 посадочных кресел, что положительно выделяло Boeing 737 среди конкурентов, у которых было по 5 мест. Начали поступать первые заказы. Однако динамичное рыночное продвижение застопорил конфликт профсоюза пилотов с авиакомпаниями. Первые настаивали на экипаже управления из трех человек, что не сильно устраивало перевозчиков.
В январе 1967 года свет увидел прототип Boeing 737, который был создан для тестирования и сертификации аппарата. Успешные результаты значительно приблизили первый полет, который состоялся в апреле того же года. Внесенные изменения позволили выдать заказчикам прекрасный пассажирский самолет. С тех пор началась непрерывная работа над модификациями и улучшениями Boeing 737 для поддержания лидирующих позиций на рынке.
90-е годы стали успешными для главного конкурента Boeing компании Airbus. Альтернативная модель А-320 планомерно подбиралась к объемам продаж Boeing 737, а также технологически опережать легендарного обитателя воздушного пространства. Реакцией на такой поворот дел стала программа 737-Х (Next Generation), которую запустили в 1993 году. Модификации серии Next Generation имели совершенно новый технологический подход. Была изменена структура крыла, усовершенствован двигатель, а кабину пилотов оснастили дисплеями. Вертикальные законцовки крыльев (винглеты) были призваны сократить расход топлива и улучшить поведение машины при взлете-посадке. Поработали и над дизайном салона, и над другими деталями. Общее количество составляющих конструкции сократили на 30%, облегчив массу самолета и улучшив маневренность.
Семейство Boeing 737 продолжает пользоваться популярностью. В апреле этого года был поставлен 8000-ый самолет. Более 3000 аппаратов находятся на стадии сборки и ждут своего часа отправиться в воздушное путешествие.
Boeing Business Jet
Воздушный транспорт предлагает достаточно гибкий подход к условиям полета, что позволяет удовлетворять интересы различной категории людей. Ультракомфортабельные каюты дирижаблей прошлого века не дают покоя состоятельным людям современности. Динамика ведения дел, частые перелеты и состоятельность сегодняшнего бизнеса выделили отдельную категорию самолетов – бизнес-джеты. Эти воздушные «администрации» предназначены для транспортировки высоких государственных чинов, управляющих различными компаниями, крупных бизнесменов. Основной особенностью таких самолетов является повышенная комфортность, прилично урезанное количество пассажиров, возможность непрерывной деятельности на борту.
Компания Boeing не могла пройти мимо этого дорогого сегмента рынка самолетов. Изначально в бизнес-джеты переоборудовали исключительно серию 737, значительно меняя внутреннюю начинку и оснащая машину дополнительными топливными баками. Позже в такой комплектации стали выпускать и Boeing 777, и Boeing 787.
Первый полет такого «элитного» Boeing состоялся в 1998 году. С того времени выпущено более 150 привилегированных самолетов, стоимость которых колеблется в пределах 47-310 млн. долларов.
Boeing 7Е7
В 2001 году корпорация Boeing объявила о смелом и многообещающем проекте Boeing Sonic Cruiser. Этот инновационный самолет должен был приблизиться к звуковой скорости, поставив на новую ступень пассажирский авиатранспорт. «Супер» Sonic должен был перевозить до 250 людей со скоростью 1100 км/час. Однако известные теракты и нестабильная цена на нефть изменили вектор направления конструкторской мысли. Было решено сосредоточиться на экономности и удешевлении полета.
Вобрав в себя технологическую и идеологическую базу несостоявшегося Boeing Sonic Cruiser, в 2009 году в воздух поднялся Boeing 787 (7Е7). В 2011 году компания Boeing получила сертификат на эксплуатацию 7Е7. 25 сентября первая машина была передана одной из японских авиакомпаний. Уже на следующий день Boeing 787 совершил коммерческий рейс.
Помимо технологических новшеств, пришедших из проекта Sonic Cruiser, конструкторы уделили внимание комфортабельности полета. Сделав салон шире, одновременно улучшили кресла пассажиров, увеличили проходы и помещение туалета. Уникальная система подачи воздуха в салон, которая закачивает его электрическими компрессорами из внешней среды, делает влажность и атмосферу не порядок приятнее.
Существует четыре модификации нового Boeing 7Е7, самая дорогая из которых 787-10 стоит более 288 млн. долл. Этот вариант может вмещать до 330 пассажиров и развивать крейсерскую скорость чуть более 900 км/ч.
На Boeing 7Е7 поступило уже более чем 1000 заявок, что позволяет смотреть на судьбу этой модели с оптимизмом.
Деятельность корпорации Boeing сопровождалась успешными и не очень проектами, постоянной конкуренцией. Однако уже почти сто лет эта компания является главным игроком на рынке военной и пассажирской авиации.