Единое информационное пространство предприятия: миф или реальность
Сегодня одна из самых популярных тенденций развития информационных технологий (ИТ) – это стремление к объединению всех информационных ресурсов и систем с возможностью удаленной много пользовательской работы с данными. Подобная интеграция данных и программных средств их обработки в рамках одной компании образует единое информационное пространство (ЕИП) предприятия.
Теоретически, ЕИП предприятия предназначено для устранения дублирования информации за счет автоматической синхронизации баз данных различных информационных систем (ИС). Это позволит сократить организационные барьеры между различными структурными подразделениями за счет оперативного обмена электронными данными, а также сократить временные и трудовые затраты на бумажный документооборот. Таким образом, возможно повышение управляемости бизнеса за счет прозрачности операций с данными и контроля действий пользователей ЕИП в режиме он-лайн.
Можно выделить несколько программных технологий организации ЕИП предприятия:
- в рамках одной программной платформы (например, продукты Microsoft интегрированы между собой через средства OLE/ActiveX/API);
- синхронизация баз данных различных ИС;
- централизация информации с помощью одной системы, в которой представлен полный набор всех данных;
- организация доступа к информации, которая распределено хранится в базах данных разных ИС с помощью их интеграции между собой (технологии COM, CORBA, SOA, ESB и т.д.).
Однако, помимо технологической стороны создания ЕИП предприятия, существуют не менее важные аспекты этого явления: управленческий, организационный и финансовый. С управленческой стороны следует отметить, что руководство предприятия должно быть не только заинтересовано в развертывании ЕИП, но и активно этому способствовать. В рамках организационного аспекта сотрудники предприятия, которые будут непосредственными пользователями единого информационного пространства, должны понимать цели и задачи его создания. И, наконец, как и в любое масштабное мероприятие, проектирование, приобретение, наладка и запуск в действие программно-аппаратного обеспечения ЕИП требует соответствующего бюджета на финансовые затраты.
Также следует отметить, что создание ЕИП предприятия является достаточно длительным и постепенным процессом, поскольку включает этапы обследования деятельности компании, составление ее бизнес-моделей, их оптимизацию, выбор необходимых программных и аппаратных средств, их настройку, разработку программного и методического обеспечения, и, наконец, обучение пользователей.
Однако, насколько рентабельны временные, трудовые и финансовые затраты на все эти действия? Действительно ли возможна совместная многопользовательская работа в среде ЕИП? Достигаются ли в реальности все прогнозируемые эффекты оптимизации деятельности?
К сожалению, идеал недостижим. Поэтому, фактически даже полномасштабная интеграция всех ИС предприятия между собой не решит проблем «лоскутной автоматизации», неверного ввода данных или ошибок сотрудников. Никакие технические средства не позволят свести на нет потоки неструктурированной информации управленческого характера (например, устные распоряжения) и бумажный документооборот (заметки, записки и т.д.).
Но, в целом, нельзя сказать, что создание ЕИП предприятия невозможно. Интеграция информационных ресурсов и систем компании во многом облегчит ее проектную, финансовую, управленческую деятельность. Однако, для организации ЕИП предприятия необходимы следующие условия:
- соответствующий уровень программного и аппаратного обеспечения (распределенные хранилища информации и каналы передачи данных, которые обеспечивают требуемую пропускную способность, скорость и защиту от несанкционированного доступа);
- участие всех структурных подразделений и охват всех направлений деятельности компании;
- простота и удобство пользовательских интерфейсов, включая наличие подробной справочной системы по работе в среде ЕИП и грамотную техподдержку (консультирование).
Возможно, с повышением уровня технической и организационной грамотности руководства и сотрудников российских компаний соблюдение всех вышеперечисленных условий станет стандартом де-факто. В этом случае ЕИП действительно будет удобной средой для многопользовательской работы, а, следовательно, станет мощным инструментом обеспечения эффективной деятельности предприятия.