Формула-1: развитие «королевских» болидов
Формула-1 по праву считается королевой автогонок, и, вообще, стоит в мире спорта на отдельном пьедестале, который кажется незыблемым. Это аутентичное зрелище уже более 60 лет дарит незабываемые эмоции и драйв, любителям скорости и моторов. Однако кроме спортивной составляющей Формула-1 имеет громадную техническую подоплеку. Болиды королевы автогонок – это передовые машины, которые представляют будущее автомобильной промышленности, являясь объектом проверки и внедрения самых уникальных и новейших разработок. Смотря на трек, мы приоткрываем окно в будущее и осознаем всю мощь технического прогресса.
Болид Формулы – это высшая ступень для любого производителя, поэтому случайных участников здесь не бывает. Каждый заезд является потрясающей рекламной подачей и конкурентной борьбой гигантов автопрома. С 1958 года учредители соревнований ввели Кубок Конструкторов, что подчеркнуло важность не только индивидуального умения водителя, но и работу по созданию и обслуживанию болида.
История создания Формулы-1
Предком Формулы был чемпионат Европы по автогонкам Гран-при. Этот турнир проводился с 20-х годов. Чуть позже участники Гран-при начали создавать новый свод правил гонок. Этот процесс прервали военные события, окутавшие неспокойную Европу. В конце 40-х годов Международная автомобильная федерация (ФИА) серьезно занялось созданием структуры Формулы. Был создан технический регламент и младшие классы Формула-2 и Формула-3. В 1950 году участники ФИА решили вносить результаты каждого Гран-при в общий зачет. Так появился чемпионат мира, получивший название Формула-1. Первый заезд по новым критериям состоялся в 1950 году та трассе в Сильверстоуне. Это Гран-при считают официальным началом великой истории королевских автомобильных гонок. После этого участниками этих соревнований становились многие команды. Некоторые стали легендарными, а некоторые не продержались и нескольких сезонов.
Эволюция болида Формулы-1
Гигантские технологические скачки коснулись и автогонок. Динамичное развитие разнообразных областей, начавшееся в средине прошлого века, не желает останавливаться. А гонки всегда имели выставочный и рекламный сегмент. Поэтому болиды 50-х годов уже в конце 20 века воспринимались, как архаичные автомобили. А современные машины на треках кажутся представителями будущего или инопланетной цивилизации. Но путь к такой футуристичности и инновационности прошел достаточно много этапов, сталкиваясь как с техническими подводными камнями, так и с меняющимся регламентом, который в значительной степени корректировал направление развития болидов.
Первым заметным внедрением еще в далеком 1959 году порадовала команда Купер. Конструкторы представили уникальный заднемоторный болид, который выделялся прекрасной управляемостью. Удачные новинки в Формуле-1 обычно соседствуют со спортивным успехом. Это случилось и с болидом Купер, который дважды завоевывал первую ступень общего зачета. Через пару лет все команды стали делать ставку на заднемоторные болиды, уяснив их перспективность.
Одарила своими наработками автомобильный болид и авиационная индустрия. В начале 60-х годов команда Лотус, позаимствовав технологию у летающих аппаратов, представила машину, основой корпуса которой стал монокок – единая оболочка, являющаяся основным несущим элементом. В этот же период гонщики получили дополнительный элемент защиты в виде дуг безопасности, которые должны были защитить пилота при переворотах.
Команда Лотус продолжила удивлять нетривиальным подходом, в 1968 году оформив свой болид рекламными наклейками. Вот так с чьей-то легкой руки запустилась рекламная машина королевских гонок, которая приносит колоссальные дивиденды.
Ультра оригинальностью пыталась порадовать команда Tyrrell. Ее шестиколесный болид Р34 стоит уверенным особняком среди всех машин, побывавших на трассах Формулы-1.
Команда Renault свой приход в мир Формулы-1 отметила революцией двигателя. В 1977 году на старт Гран-при Англии выехал болид Renault RS01, который оснастили двигателем с турбонаддувом. Это был старт эпохи турбодвигателей в королевских гонках.
Повышение скоростей и мощностей выявило направление, над которым усердно стали трудиться все конструкторы. Антикрылья и аэродинамические элементы стали внушительным вкладом в общие характеристики болидов. В конце 70-х команда Лотус стала пионером в применении граунд-эффекта – аэродинамическое разряжение под автомобилем, которое добивается за счет специальной формы днища. Тем самым увеличивалась прижимающая сила к дорожному полотну, позволяя пилотам увереннее и точнее управлять болидом.
ФИА периодически меняла и меняет регламент, преследуя разные цели. Тогда изменения были направлены на борьбу с ростом скоростей. Поэтому и использование граунд-эффекта, и турбомоторы были запрещены к концу 80-х годов.
В начале 90-х годов электроника буквально начала форсированный захват человечества. Не успели мы оглянуться, как представить любую сферу деятельности без ее участия стало невозможным. Проект Формула-1 являлся образцом передовых технологий, поэтому, как губка, впитал все прелести, предложенные электронными устройствами. Бортовой компьютер брал на себя все больше управляющих функций, отправляя в тень влияние на ситуацию самого пилота. В 1994 году атаку на болиды со стороны электроники приостановила ФИА, существенно ограничив подобные нововведения. Однако роль бортового компьютера и других подобных приборов в современном болиде все же достаточно велика. Используется постоянная передача информации о состоянии и реакциях автомобиля, за которой пристально следят специальные члены команды. Чем-то этот процесс напоминает дистанционный контроль космического корабля. Трудно было ожидать другой картины в компьютерную эпоху.
Огромное значение для движения болида имеют используемые шины. Команды имеют в активе три вида этого атрибута: для сухой трассы, для мокрого покрытия и смешанный вариант. Каждый из видов имеет свою маркировку и свойственный состав, который и определяет мягкость изделия и его назначение. Мягкая резина обеспечивает улучшенное взаимодействие с трассой, однако обладает повышенным износом. Плюсы-минусы разной резины тщательно взвешиваются и помогают сделать выбор на определенный отрезок гонки. В среде плотных результатов и мастерства, выбор резины становиться одним из важнейших факторов удачного заезда.
2009 год подарил очередное новшество, которое получило название KERS. Эта специальная система предназначена для рекуперации (накопления) кинетической энергии при торможениях, которая потом отдается на участках разгона. При этом реализовался KERS механическим способом или специальными аккумуляторами. В 2010 году участники королевских гонок решили не использовать эту систему. Однако через год договоренность утратила свою актуальность.
Нововведения 2014 года
В этом году в оснащении болидов Формулы-1 грядет очередная революция. Спираль истории возвращает в королеву автоспорта турбомоторы. Теперь движущей силой станут V-образные шестерки с турбонаддувом. Частота вращения коленвала будет ограничена лимитатором на отметке 15 000 об/мин. Параллельно внедряется система двойной аккумуляции энергии ERS. Она кроме привычного накопления энергии торможения будет перерабатывать энергию выхлопных газов. Также новый регламент ограничит расход топлива, который не будет превышать 100 кг/час. Такие инновации могут изменить тактические подходы команд и преобразить лицо Формулы-1.
Будущее Формулы-1
Вокруг Формулы ведется много подковерных игр, касающихся финансовой составляющей или изменений регламента. Неоднократно возникали разговоры про создание альтернативного чемпионата без ФИА. Однако пока конфликтующим сторонам удается договориться, и Формула-1 продолжает оставаться незыблемым флагманом автоспорта, который является площадкой показа инновационных идей. А болиды продолжают тянуть к технологическим вершинам автомобильную промышленность, постоянно обновляясь и отдавая лучшие наработки массовому производству.