IT-Аутсорсинг и SaaS — близнецы или двойняшки?
Многие современные бизнес-модели предполагают, что предприятие выполняет не все свои процессы самостоятельно, а привлекает внешних исполнителей, т.е. отдает работы на аутсорсинг. Как правило, к таким работам относятся не профильные, а поддерживающие бизнес-процессы компании: например, бухгалтерское обслуживание, юридическое обеспечение, охрана и уборка помещений, транспортные услуги, а также поддержка ИТ-инфраструктуры. В последнем случае часто вспоминают методологию SaaS (Software as Service), которая сегодня стала очень популярна.
SaaS предполагает использование программного и аппаратного обеспечения, установленного на стороне. При этом предприятие экономит свои ресурсы: нет необходимости в собственных программистах и администраторах, которые разрабатывают информационную систему и обслуживают ее. Т.е. все технические работы выполняет поставщик SaaS, провайдер. А непосредственные работники предприятия лишь используют программу в качестве бизнес-инструмента. В связи с территориальной распределенностью пользователя и провайдера SaaS-продукта, программное обеспечение в этой методологии основано на облачных веб-технологиях в режиме клиент-сервер: доступ пользователя (клиента) реализуется к провайдеру (серверу) с помощью интернет-браузера. Наиболее распространенным примером, иллюстрирующим суть методологии SaaS, являются многочисленные почтовые сервисы: Gmail, Яндекс, Yahoo! и др. Здесь же следует отметить различные файлообменные сервисы и кибердисковые пространства, а также online-сервесы, которые позволяют нарезать музыку.
Однако, почта и файловые хранилища используются не только предприятиями, а являются повседневной услугой в секторе B2C. С точки зрения корпоративного клиента сегодня большое распространение получают online КИС (корпоративные информационные системы) категорий СЭД (NauDoc, qFlow, DocsVision Live), CRM (Мегаплан, Консильери, amoCRM, Битрикс24, Fat Free CRM), ERP (NetSuite, Compiere, Open ERP, а также специальные SaaS-версии MS Navision, 1C, SAP и других флагманов линейки КИС), PM (Мегаплан, LiquidPlanner, TeamWork, Zoho Projects) и т.д. Также нельзя не отметить решения для совместной разработки программного обеспечения (Сompilr) и работы с документами (Google Docs).
Но сегодня ИТ-аутсорсинг в секторе B2B не ограничивается лишь арендой выбранного SaaS-обеспечения. Помимо типового набора КИС (СЭД, CRM, ERP) следует упомянуть другие услуги, отдаваемые на аутсорсинг, например, продвижение бренда и привлечение новых клиентов с помощью специальных сайтов рекламных скидок (biglion, kupongid и т.д.), sms- и email-рассылок. Таким образом, ведение бизнеса становится похоже на игру в конструктор, когда из множества разных частей нужно собрать единое целое. А братья-погодки, методологии IT-Аутсорсинга и SaaS — отличные помощники в этом интересном деле.