Эволюция диджеинга – от «аналога» к «цифре»

Профессия диджея многим кажется весьма интересной, заманчивой и довольно таки простой. Я не хочу в этой статье кого-то переубеждать в обратном, скажу лишь, что и в этой профессии очень много минусов, о которых вы даже и не подозревали: начиная с отбора нескольких нужных треков из тысяч самых разнообразных в любое свободное время и заканчивая постоянными поездками, перелетами, смене часовых поясов, хроническим недосыпанием, вредным воздействием на организм громкого звука и прокуренного воздуха, невыполнением заказчиками договорных обязательств во время гастролей, работой в студии, большого количества внимания поклонникам в самых различных социальных сетях, записей компиляций в студиях, выпуском программ на радио и т.п. Об этом можно долго рассказывать, но статья не об этом.

На самом деле эту статью я задумал для того, чтобы рассказать какими технологиями ди-джеи пользовались  30 лет назад, и что поменялось за столь долгий период. Поведать о том, какую роль во всей клубной культуре сыграла одна лишь модель винилового проигрывателя на заре этого искусства и как некоторые, с большим удовольствием, до сих пор используют это оборудование. Ну и конечно, параллельно по ходу дела буду рассказывать о самых элементарных азах этого ремесла, дабы читателю было понятно, о чем идет речь.

Чтобы развеять некоторые сомнения в моей компетентности, скажу, что электронной музыкой я начал увлекаться очень давно. Начало моего нового увлечения фактически совпало с началом эры массового и повального увлечения электронной музыкой.

Далее, уже в студенческие годы, я отучился ремеслу диджея в одном из клубов Санкт-Петербурга и довольно-таки успешно приобретал опыт в самых различных заведениях города.

Стоит ли говорить, как мне это нравилось: в конце девяностых в России эта культура была если не чем-то новым, то не заезженным точно. Ди-джеи тогда таскали огромные сумки с пластинками, которые в свою очередь еще надо было достать, потому что эпоха интернет-торговли всего и вся тогда только зарождалась, а у большинства людей ни то что интернета, компьютера тогда еще не было. Поэтому все это делалось либо через знакомых, либо через музыкальные магазины.

Но начнем самого начала, с далеких 70-х. В 1978 году компания Technics выпустила на рынок виниловый проигрыватель 1210МК2. Все бы ничего, проигрыватель как проигрыватель, но особенность его заключалась в минимальном наборе функций, которые необходимы всем ди-джеям и по сей день – регулятор скорости проигрывания (Pitch), стабильность частоты вращения и феноменальная надежность.

С последним все понятно, безотказность любой техники, в особенности той, что работает в прямом эфире, должна быть на высоте.

Менять же скорость проигрывания пластинки необходимо, чтобы диджей мог подогнать темпы композиций, играющих на двух разных проигрывателях. На всякий случай поясню – один проигрыватель всегда играет в эфире, под который вы и танцуете в клубе, а на втором ди-джей занимается тем, что подгоняет скорость следующей композиции под ту, которая уже играет. Затем выводит вторую пластинку в эфир, и та продолжает играть до конца композиции, а первую потихоньку убирает и затем уже на ней подгоняет скорость  композиции, которая будет играть следующей. И так поочередности в течение всего выступления. За этим, кстати, ди-джею и нужны наушники: в левом ухе у него звучит та композиция, которую он подгоняет по скорости, а в правом та, которая играет в эфире. Часто можно видеть, что у диджея правая сторона уха свободна, т.е. наушник находится только в левом ухе, оно и понятно – ведь в правом ухе что в наушниках, что без них всегда будет играть то, что играет в эфире.

Теперь объясню, почему важна стабилизация частоты вращения для проигрывателя. Как вы наверное замечали, при сведении двух композиций около минуты два трека играют одновременно с целью плавного перехода от одной композиции к другой. Т.е. первая минута следующего трека накладывается на последнюю минуту заканчивающегося. Диджей заблаговременно поработал над тем, чтобы скорости двух этих произведений совпадали. Но во многих недиджейских проигрывателях скорость вращения «плавает», т.е. то убыстряется, то замедляется. Когда вы просто прослушиваете на досуге музыку, вы этого не замечаете, потому что эти погрешности минимальны, но когда необходимо, чтобы две композиции играли одновременно не менее минуты синхронно, то это становится одной из самых главных проблем. Вот для этого и применяют систему кварцевой стабилизации частоты вращения.

Ну вот, собственно поэтому модель 1210 от компании Technics и стала клубным стандартом по всему миру на долгие, не побоюсь этого слова, десятилетия.

А что же другие производители? Как же конкуренция?

Как бы это странно не звучало, до сих пор только одной компании удалось приблизиться вплотную по этим характеристикам к выше описанному проигрывателю – это компания Vestax. Hо опять же, внутри у них стоит тот же самый двигатель, который применяется в моделях компании Technics.

Собственно говоря, с середины 70-х и примерно до конца 90-х во всем клубном мире фактически  царила монополия Technics.

Переломный момент начал наступать в середине 90-х, когда компания Pioneer выпустила на рынок проигрыватель компакт-дисков для диджеев CDJ 500G, а затем, в 1998 году, очень популярные CDJ 100S, которые заставили коренным образом поменять само понятие диджейской профессии.

Как же все упростилось с появлением DJ-проигрывателей от компании Pioneer. Теперь не надо было таскать тяжеленные сумки с винилом, думать о покупке и бережной сохранности игл для проигрывателей (у настоящего диджея обязательно должны быть свои наушники и иглы, на которых он играет, когда приходит в какой-либо клуб), настраивать проигрыватель под себя перед выступлением. Теперь достаточно было «нарезать» несколько компакт-дисков, прийти в клуб и отыграть свой сет.

Справедливости ради хочу заметить, что все-таки диджей, работающий с винилом смотрелся всегда гораздо эффектней, чем те, кто работает с другим материалом. Человек, играющий на виниле все делает, так сказать, голыми руками, да и звук на пластинках всегда считался самым лучшим. Если вам доведется услышать на одном вечере двух разных диджеев, один из которых отыграет на виниле, а другой, к примеру, на компакт дисках, вы сразу ощутите разницу. Только не берите в расчет тех, кто играет якобы на виниле, при этом пялится в монитор компьютера, но об этом далее. Ну и, естественно, ни о каком пиратстве у «винилового» диджея не может быть и речи, потому как пиратских пластинок в природе попросту не бывает. Теоретически конечно можно и пластинку записать, существуют сейчас и такие приспособления, но этим никто не занимается в промышленных масштабах.

Ну а с появлением модели Pioneer CDJ-1000 в 2001 году, произошла настоящая революция в клубной сфере. Теперь все клубы стали покупать именно эту модель, очень многие знаменитости электронной сцены один за другим стали отказываться от пластинок и стали указывать в своих райдерах наличие на выступлении именно CDJ-1000. Ну а виниловые проигрыватели просто доживали свой век на диджейских столах и уходили естественным образом.

Что же такого компания Pioneer смогла предложить?

Во первых – эмуляцию проигрывания виниловой пластинки. Т.е. вы вставляете любой компакт-диск и управляете им точно так же, как если бы это был виниловый проигрыватель. Это на первый взгляд кажется невозможным. Сейчас объясню, как это происходит и заодно расскажу об основных отличиях работы компакт-диск проигрывателей от виниловых.

Собственно вся «соль» эмуляции работы с винилом на этих проигрывателях заключается в так называемом джоге – колесе управления в самой середине аппарата. Взгляните на картинку. Джог можно вращать в какую хочешь сторону, к тому же он еще и сенсорный, т.е. понимает, когда вы положили на него пальцы рук. Теперь, когда функция эмуляции винила включена, мы кладем руку на джог, и композиция перестает играть, как если бы мы положили руку на пластинку во время ее воспроизведения. Теперь мы так же начинаем крутить джог пальцами рук, и все звуки становятся точно такими же, как если бы мы вращали пластинку. Естественно, сам компакт диск внутри проигрывателя не связан жестко с джогом и не вращается в ту же сторону, куда вращаете его вы, просто процессор самого проигрывателя способен держать в памяти кусок композиции и проигрывать его в разных направлениях. Боковая часть джога, там где круглые впадины, не чувствительна к нажатию и, вращая ее, не прикасаясь к верхней площадке, можно убыстрять, либо замедлять скорость композиции, в зависимости от того, в какую сторону его крутить.

Собственно говоря, весь дизайн этого проигрывателя в той или иной мере повторяет дизайн виниловых «вертушек». Справа тот же ползунок регулирования скорости (Tempo), про джог я уже рассказал, ну а слева та же кнопка Start/Stop, соответственно для запуска или остановки воспроизведения.

Плавно переходим к основам ди-джейства на проигрывателях компакт-дисков.

Итак, как я уже сказал, основа осталась та же, что и у виниловых проигрывателей: вам просто необходимо запустить композицию на втором аппарате в конце проигрывания композиции на первом аппарате, естественно, перед этим подогнав скорость под ту композицию, которая уже играет в зале. Т.е. диджей удерживает пластинку рукой и отпускает в нужный ему момент, чтобы удары совпали между собой, затем начинает выводить вторую композицию, и они играют какое-то время синхронно. После этого первая композиция резко или плавно убирается, и в зале остается играть только вторая сведенная композиция.

Что же с компакт-дисками? Да все то же самое. Просто вы все это делаете, нажимая на кнопки. Только в CD проигрывателях все еще больше упростилось. Там появилась такая кнопка, как метка («Cue»), именно ее постоянно так многих раздражающе нажимает диджей в такт музыки, когда ему нечем заняться. Дело в том, что эта метка возвращает композицию из любой позиции в начало и ставит на паузу (в автоматическом режиме), либо возвращает ее в любое другое место, куда диджей заранее ее записал. Записывается все тоже очень просто – в любом нужном месте нажимаете паузу и нажимаете на кнопку «Cue»и все. Теперь проигрыватель знает, в какую часть композиции ему необходимо вернуться, когда вы нажмете эту кнопку в следующий раз.

Про джог еще добавлю лишь то, что когда не выбран режим эмуляции винила, то он весь, целиком и полностью выполняет роль убыстрения или замедления композиции, в зависимости от того, в какую сторону его вращать. Необходимо это, например, тогда, когда в нужный момент вы опоздали запустить композицию для ее последующего сведения и этим джогом «догоняете» ту, что играет в зале. Догнали, и вот они уже опять играют синхронно.

Параллельно компания Pioneer выпускала другие проигрыватели. Что касается легендарных CDJ-1000, то они особо ничем не поменялись за это время, разве что добавили функцию воспроизведения так ненавистного многим, но дико популярного формата MP3. Все остальные модели проигрывателей были аналогичными, менялся лишь размер и форм-фактор. Условно проигрыватели компании Pioneer можно разделить на три вида:

  1. Самый главный форм-фактор, который стал стандартом для всей клубной индустрии – это как раз модель CDJ-1000 и ее модификации, а также модель CDJ-800, которая выглядела почти также, но была урезана функционально, соответственно стоила дешевле.
  2. Форм-фактор небольших проигрывателей. Такие модели, как CDJ-100, 200, 400  получили популярность из-за своих малых размеров. Многие приобретали их для домашних вечеринок, либо в небольшие кафе. Функционально они особо не отличались от своих старших собратьев, просто необходимо было мериться с их миниатюрными джогами и кнопочками, хотя на качество сведения это никак не влияло.
  3. Форм фактор сдвоенных проигрывателей. Эти модели компания Pioneer выпустила ради конкуренции с менее именитыми фирмами, у которых проигрыватели имели как раз такую компоновку. Отличие от всех других проигрывателей довольно-таки ощутимое – они имели рековое исполнение и делились на две связанные между собой шнуром части: одна часть имела два входа для компакт дисков, а вторая имела две одинаковые станции управления. Этот форм-фактор тоже остается довольно таки популярным, хотя сейчас я вижу такие проигрыватели все реже и реже.

Далее, совершенно логично и предсказуемо, многие стали отказываться и от компакт-дисков. Если у диджея на компьютере имеется музыка, то ему можно не записывать компакт-диски, а играть свой сет прямо с компьютера.

Так мы плавно подошли к нашей с вами суровой современности, когда в клубах все чаще видим ди-джеев с ноутбуками перед собой. Огромное количество программного обеспечения с легкостью копировало на экране монитора теперь уже вертушки компании Pioneer.

Сама компания Pioneer, естественно, не отставала от прогресса и со временем позволила вставлять флешки и жесткие диски в свои проигрыватели и играть с них. К тому же, можно подключить свой ноутбук к этим проигрывателям и играть музыку с компьютера, давая команды с помощью проигрывателей. Все-таки это удобнее и привычнее, когда управляешь специально сделанным для это устройством, а не клавиатурой и мышкой.

Далее, как снежный ком, стало расти количество всевозможных так называемых контроллеров, которые подключались к компьютеру и обеспечивали удобное управление сведением. Огромное их количество от самых различных фирм производителей обуславливалось тем, что теперь не надо было изобретать сверх-стабильный аппарат, постоянно удерживающий одинаковую скорость воспроизведения. Эти функции теперь выполнял компьютер с соответствующим программным обеспечением. Все, о чем теперь необходимо было думать – это эргономика, удобство управления, дизайн, подсветка и т.д. Теперь каждый может почувствовать себя диджеем, ведь цены на контроллеры порядком меньше, чем пара профессиональных проигрывателей.

И в завершении я хотел бы рассказать еще об одном очень интересном способе сведения, который соединил в себе начало эпохи аналогового ди-джейского мастерства и его сегодняшнее цифровое состояние, которым я, например, пользуюсь у себя дома и получаю от этого огромное удовольствие.

Как вы уже, наверно, поняли, проигрыватели компакт-дисков теперь можно использовать и как контроллеры, не загружая в них музыку, а просто подключив компьютеру. Индустрия не смогла на этом остановиться и выпустила на рынок очень интересную недорогую и стабильную систему, позволяющую использовать уже существующие испокон веков виниловые проигрыватели в роли тех же пресловутых контроллеров.

С первого взгляда это кажется нереальным – как виниловая пластинка способна передавать команды компьютеру? На самом деле для это даже иглы специальные не нужны. Всего лишь необходимо приобрести соответствующую звуковую карту, а так же пару специальных пластинок, на которых записана не музыка, а так называемый временной код. Выход винилового проигрывателя подключается к звуковой карте, которая в свою очередь подключена к компьютеру. С помощью специальной пластинки и такого соединения, компьютер понимает, в каком месте пластинки находится сейчас игла, и в какую сторону и с какой скоростью вращается пластинка. Дальше дело техники. Загружаете в специальной программе на компьютере любую композицию, хоть в исполнении Володи Преснякова, запускаете вертушку, и с началом вращения пластинки, начинает играть композиция на компьютере. Соответственно, все ваши манипуляции с пластинкой компьютер тщательно обрабатывает и делает с МП3 композицией все то, что вы делаете с пластинкой в данный момент – вращает в обратную сторону и мелодия начинает играть в обратную сторону, елозите пластинкой туда-сюда, и с композицией на компьютере происходит все то же самое. На первый взгляд кажется, что компьютер не сможет так быстро реагировать на ваши манипуляции с винилом, но, на самом же деле, все происходит практически без задержек, и создается впечатление, как от настоящей игры на пластинке.

Такую схему сейчас применяют многие диджеи в тех местах, где еще сохранились виниловые проигрыватели, ведь игра на виниле смотрится очень эффектно. К тому же, это говорит о профессионализме диджея, ведь такая связка требует огромного внимания и большого мастерства, даже несмотря на то, что многое делает компьютер.

Что же будет происходить дальше, покажет время. Пофантазировать можно посмотрев на эту картинку.

Нет, это не кадр из фантастического фильма про наше с вами светлое будущее, а фотография существующего контроллера, который уже применяют некоторые особо продвинутые диджеи. Согласитесь, выглядит эффектно.

А может и диджеи уже будут не нужны? Компьютер справится сам…

Оставьте свой отзыв

Вы должны Войти, чтобы оставлять отзывы.