Авианосец: история и перспективы мощнейшего сегмента военного флота
С появлением военной авиации различного назначения именно эти войска водрузились на высшие ступени иерархии важности. Летательные аппараты планомерно брали на себя все более серьезные и разнообразные задачи в боевых и разведывательных действиях. Однако ограничения дальности полета сразу же привели к разработкам новых подходов к базированию авиасил. Начало 20 века стало манежем для проб и экспериментов военной техники и ведения боя. Кто-то сделал ставку на дирижабли-цеппелины, кто-то уповал на танки. Наличие крупных трагических военных событий тех лет очень ускорило развитие и модернизацию орудий смерти различного конструкторского подхода и масштаба поражения.
Авианосцы
Когда стало понятно, что за воздушными аппаратами будущее военного вооружения, страны с сильным морским флотом начали несмелые попытки симбиоза этих двух направлений. Было очевидно, что добившись возможности базирования и взлета-посадки летающих агрегатов с борта судна, в разы увеличивалось КПД полета. Увеличивался боевой радиус и возможности военных маневров, частично решались проблемы с повторной заправкой.
Изначально роль «авианосцев» исполняли военные корабли, получившие «апгрейд» в виде специальных надстроек, исполнявших роль взлетно-посадочной полосы. Первые удачные попытки взлета и посадки были совершены в 1910-1911 году. Американец Юджин Б. Эли стал первопроходцем в палубной авиации.
Во время Первой мировой войны акцент был сделан на авианосцы, которые предназначались для транспортировки гидросамолетов. Они успешно обеспечивали взлет этих машин, однако обратная посадка осуществлялась в водную стихию, а на борт гидросамолет поднимали специальными кранами.
Развитие авиации дополнило список выполняемых заданий для авианосца. Стала выделяться особая палубная авиация. Между двумя страшными войнами линейные крейсеры и линкоры интенсивно преображали в авианосцы, достраивая ангары и посадочные полосы. Ко Второй мировой войне США, Великобритания и Япония имели приличное количество таких кораблей. Американцы лидировали в этой гонке флотского вооружения. Восемь действующих авианосцев встали на службе у ВМС США. В это время немецкие конструкторы работали только над одним таким судном «Граф Цеппелин», которому так и не суждено было поучаствовать в военных действиях.
Параллельно велись работы по созданию авианосца на базе подводных лодок. Особенно старались в подобном внедрении японские конструкторы.
Военные сражения Второй мировой войны стали испытанием для самой концепции судов, несущих палубную авиацию. Стали проявляться отчетливые позитивные и негативные стороны. После нескольких поражений на боевых водах показалось, что авианосец не оправдывает возложенного доверия. Однако дальнейшие события охарактеризовали эти суда с хорошей стороны. Успешные операции подтвердили оправданность палубной авиации, уничтожив достаточное количество боевых кораблей противника. В американских верфях динамично велись работы по переделыванию кораблей малого водоизмещения в эскортные авианосцы, которые использовали для поддержки наводных операций, транспортировки и охраны различного назначения.
Послевоенные годы не затормозили развитие авианосцев. Они заслужили репутацию довольно серьезной боевой единицы. В 1961 году увидело свет первое судно, которое имело ядерную двигательную установку («Энтерпрайз»). Американцы достаточно часто использовали авианосцы в своих военных операциях, делая на них значительную ставку и оправдывая немалые затраты.
Советский союз с переменным интересом относился к идее использования авианосцев, даже временно отменив все работы в этом направлении в середине 20 века. Однако уже в 60-х годах вектор мышления поменялся, и свет увидели специализированные корабли «Минск», «Киев» и «Новороссийск». Они были ориентированы на самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. А вот авианосцы для летательных машин традиционного типа были отодвинуты в тень. Только в 1991 году такое судно стало на вооружение отечественного флота.
Современные авианосцы – это плавучие военные базы, способные переместить значительные военные силы в любую точку водной среды. Эти корабли оснащены целым рядом палубной авиации: истребители, штурмовики, разведывательные самолеты, заправщики. Также полноценной частью вооружения стали беспилотники, которые семимильными шагами завоевывают военный рынок. На борту находится пушечное и ракетное вооружение, что делает авианосец еще более грозным. Сопровождают авианосец ряд вспомогательных судов, которые выполняют разнообразные функции. Считается, что авианосец – самая серьезная неядерная единица вооружения.
«Джеральд Р. Форд»
Передовиками разработок в сфере судов, работающих с палубной авиацией, являются американцы. В 2001 году был запущен глобальный проект по созданию серии авианосцев нового поколения. Десятки миллиардов долларов были заложены в будущее ВМС США. Это поколение авианосцев задумано, как улучшенный вариант предшественников типа «Нимиц». Они будут содержать максимально модернизированную начинку, переведя значительное количество процессов на автоматику. Отчетливый акцент сделан на технологии «невидимости», ставшие очень актуальными в последнее время. Авианосец сможет взять на борт около 90 летательных аппаратов. В их числе: истребители пятого поколения F-35, штурмовики Super Hornet, самолеты электронного противодействия и многоцелевые вертолеты. Отдельное внимание уделено штату беспилотников.
Фирма General Atomics взяла на себя новейшее техническое оснащение. Именно эта компания укомплектует новые авианосцы уникальными электромагнитными катапультами и турбоэлектрическими аэрофинишерами. Махина, водоизмещением 100 000 т. будет приводиться в движение, специально разработанными ядерными реакторами A1B, которые смогут обслужить полный цикл службы авианосца без замены топливных стержней.
Первый авианосец нового поколения получил название «Джеральд Р. Форд». Это военное судно было спущено на воду в конце 2013 года. Весь проект заключает в себя строительство десяти подобных авианосцев, которые должны полностью заменить своих предшественников.
Критика и будущее
В последнее время даже американские специалисты не могут прийти к единогласному мнению о судьбе авианосцев. Многие считают нецелесообразным огромные траты на такой вид вооружения. Современное ведение военных операций, развитие крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов ставит под сомнение актуальность авианосцев в будущем. Однако кроме военного аспекта существует еще и финансовый. Строительство новейших авианосцев – это многомиллиардный долгосрочный проект, который предоставляет огромное количество рабочих мест и государственных заказов различным предприятиям. Кроме того, мощь и возможности этих судов сложно переоценить. Поэтому все серьезные страны продолжают разрабатывать и усовершенствовать авианосцы, внушительно продлевая историю эксплуатации этих величественных и уникальных судов.