Мультитач — от реальности в будущее

Существующая кинофантастика сегодня позволяет нам отследить, каким должен являться пользовательский интерфейс. Прекрасным примером этого является знаменитый фильм «Космическая одиссея 2001».

1

А фильм «Особое мнение», который вышел на экраны в 2002 году, — это прообраз современного интерфейсного эталона. Как показывают опросы, наиболее мощное воздействие на зрителей почему-то оказала второстепенная сцена из фильма, где главный персонаж взаимодействует с высокомощным компьютером. Там доступ ко всем необходимым документам и объектам, которые искал главный персонаж, происходил посредством огромного сенсорного экрана.

2

Сегодня это выглядит вполне обычно даже не потому, что создано что-то более совершенное или интересное. Мультитач и сенсорные дисплеи сегодня экзотикой не являются. Интерфейс, который продемонстрирован зрителю в «Особом мнении» — это непременный атрибут всех современных планшетов, большинства смартфонов и, в последние годы, даже множества ноутбуков.

Радует и удивляет то, на сколько быстро человечеству удалось не только догнать, но и перегнать все существующие футуристические прогнозы, но утверждать, что эволюции пользовательских интерфейсов пришел конец, нельзя.

Особенности мультитача

103331039_330ecf4a61_b

Мультитач-интерфейс, разработанный Джефом Ханой в Нью-Йоркском университете, был продемонстрирован им 8 лет назад во время конференции TED. Поскольку на то время ни сенсорного стола Microsoft Surface, ни iPhone не было, презентованная Ханой технология считается первой реализацией идеи мультитача. Он основал компанию Perceptive Pixel, которую очень быстро приобрела Microsoft. Однако компания не влилась в исследовательский центр Microsoft Research, который имеет ориентацию на перспективные технологии. Perceptive Pixel стала частью подразделения Microsoft, которое занималось разработкой пакета Office. Хан считает, что потенциал мультитача на сегодняшний день раскрыт не полностью и существуют очень важные направления для его развития:

press_rgb_touch-water-lr2

  • мультитач-дисплеи огромных и гигантских размеров, которые позволят сразу группе пользователей взаимодействовать с ними;
  • одновременное использование как мультитача, так и пера.

Как считает Хан, пальцы человека — это достаточно грубый инструмент, который не пригоден для решения сложных задач. Ведь для того, чтобы рисовать или писать нам необходим какой-то более точный инструмент, нежели пальцы. Таким инструментом, по мнению Ханы, является перо. Суть данной идеи в том, чтобы пальцами левой руки масштабировать и передвигать документы, папки и файлы, а пером, которое сжато в пальцах правой руки, делать необходимые надписи и пометки в документах и файлах. На сенсорном столе со стороны такой процесс кажется очень естественным и органичным.

image04

Уже существуют планшеты, которые чувствительны как к прикосновению пальцев рук, так и к работе по экрану пером. Но это не совсем то, что нужно по нескольким причинам:

  • планшеты мелковаты для того, чтобы ими пользоваться двумя руками;
  • перо не дает возможности совершать регистрации касанием пальца;
  • все существующие сегодня интерфейсы имеют медленную скорость реакции на прикосновение пера, а это влечет за собой проблемы при работе.

Все вышеизложенные проблемы принципиально решаемы. Одновременное использование мультитача и пера — это самая простая из существующих идей, о которых будет рассказано далее.

Управление «наощупь»

Если вспомнить, то среди разного рода жалоб на только-что вышедшие аппараты iPhone преобладали жалобы на отсутствие физических кнопок, которые на тот момент непременно были на практически всех существовавших мобильных телефонах. Однако в итоге оказалось, что плюсов у телефонов с «тачскрином» намного больше, чем минусов. Хотя данная проблема и переместилась на второй план, она все равно остается — человеку более привычно ощущать физическое нажатие, нежели прикосновение к стеклу.

Мультитач-интерфейсы, которые существуют сегодня, можно легко назвать «картинками под стеклом». К сожалению, такие «картинки» можно всего-лишь передвигать. Следующий шаг в развитии данного направления интуитивно понятен — перейти на такие экраны, касаясь к которым пользователь сможет почувствовать весь рельеф объектов, которые на нем изображены.

Reactable_Multitouch

Не так давно компания Apple запатентовала дисплей, который конструктивно состоит из нескольких слоев. Так, один из этих слоев представляет из себя специальную матрицу, состоящую из маленьких электромагнитов; другой слой заполнен жидкостью, обладающей магнитными свойствами. При активации конкретной группы магнитов происходит притягивание ими жидкости в ту область, где это необходимо. Совсем немного нужно для того, чтобы почувствовать, как вы нажали кнопку.

Компания Senseg также хочет добиться такого рода эффекта, при этом не изменяя механически форму самой поверхности дисплея. Специалисты компании не применяют ни магнитов, ни специальной магнитной жидкости, они покрывают экран так называемыми «тактильными пикселами» («тикселами»). Так, путем изменения на тикселах электрического заряда, значительно усложняется или упрощается скольжение по жк-экрану. Пользователю же кажется, что изначально гладкая и плоская поверхность обладает разными формами, имеет свою текстуру.

Материальные интерфейсы

4

Установлено, что каждое новое поколение ПК, с точки зрения пользовательских интерфейсов, становится все более непосредственным. Так, в первых ПК любые команды задавались исключительно при помощи клавиатуры, затем появился графический интерфейс, который позволяет видеть те объекты, с которыми вы хотите производить манипуляции. Для этого необходима стрелка — объект, который повторяет все ваши движения — указатель компьютерной мышки. Сегодня в графическом интерфейсе успешно удален один лишний шаг, благодаря чему можно просто нажать пальцем на необходимую иконку (нарисованную кнопку) при этом получив определенный эффект. Однако эта иконка/кнопка, как и раньше, останется нарисованной. Так неужели гаптические технологии, придавшие экранам реалистичности, это все, что можно сделать?

Следующий шаг состоит в переходе от управления привычными пикселами — сегодняшним пользовательским интерфейсом — к естественному взаимодействию с реальными объектами. Это переход к так называемым «материальным интерфейсам». Исследования, которые напрямую связаны с созданием и использованием таких интерфейсов ведутся учеными всего мира уже более двадцати лет. Стоит отметить, что уже есть определенные результаты их работы, поскольку некоторые элементы материальных интерфейсов можно найти повсюду, например, смена ориентации дисплея в современных смартфонах и планшетных ПК.

6

Если привычный нам интерфейс снабжен специальной кнопкой, о назначении и существовании которой известно пользователю и пользователь должен ее нажать в обязательном порядке, то материальный интерфейс лишен каких-либо кнопок. Именно так работает встроенный акселерометр: он «видит», что устройство повернули и, подав команду, автоматически происходит смена ориентация экрана. Здесь командой компьютеру служит сам поворот устройства, который меняет состояние компьютера, само устройство при этом в обучении не нуждается.

Более сложный образец материального интерфейса — это, например, PaperTab от компании Plastic Logic. Устройство представляет из себя несколько гибких листов электронной бумаги и способно отображать фотографии, а также разного рода документы. Процессор устройства работает не с каждым отдельным листом, а со всеми листами одновременно.

7

Здесь каждый лист представляет из себя отдельное окно. Листы, которые находятся в центральной части стола — это различные документы, листы, которые располагаются на краю — это своего рода списки приложений и документов. Копирование документа происходит посредством касания одного листа к другому. Для более детального рассмотрения документа, необходимо положить несколько листов рядом с необходимым документом, при этом его содержимое автоматически заполнит всю площадь листов.

Скорее всего, создаваемые новые варианты интерфейсов не заменят широко используемые сегодня мышь и клавиатуру. Они лишь способны качественно дополнить такие устройства, большинство из которых пока еще не существуют.

Оставьте свой отзыв

Вы должны Войти, чтобы оставлять отзывы.