Т-50 — достойный ответ России американским истребителям пятого поколения

Эра истребителей началась во время первой мировой войны. Именно тогда состоялись первые воздушные бои, которые впоследствии стали важнейшей и неотъемлемой частью боевых действий. Встала задача развития принципиально нового направления военной авиации. Основная задача самолетов-истребителей – атака воздушных целей, ведение охранной и сопроводительной деятельности. Однако с развитием и насыщенностью вооружения эти машины получили возможность успешно уничтожать наземные и морские цели.

Развитие самолетов-истребителей

Истребитель первого поколения МиГ-17

Истребитель первого поколения МиГ-17

Не сложно догадаться, что передовиками в разработке и развитии истребительской авиации стали СССР и США. Поочередно перехватывая пальму первенства, эти державы развивали и качественно улучшали этот подвид самолетов. Инновационные подходы и усовершенствования велись достаточно динамично, что вылилось в частую смену поколений самолетов-истребителей. На данный момент широко тестируются, а одна модель даже была принята на вооружение, машины пятого поколения. И уже ведутся разработки и концептуальные подходы к шестому поколению истребителей.

Смена поколений диктовалась изменением технического оснащения самолета и тактики воздушного боя. Истребители первого поколения уже имели в своем арсенале реактивный двигатель, однако все было завязано на близком маневренном бою. С развитием технических характеристик двигателя и появлением ракет «воздух-воздух» на арену вышли машины второго поколения. Представители этой эпохи попытались отказаться от ближнего боя, основываясь на большую скорость и дальность поражения ракет. Однако практика показала, что ближний бой продолжает оставаться важным компонентом воздушных боевых операций. Это направило вектор развития истребителей на универсальность. Появились самолеты, способные с одинаковым успехом вести воздушный бой и ближний – на малых скоростях, и дальний – развивая самое быстрое движение. Третье поколение стало возможным благодаря появлению крыла с изменяемой стреловидностью. На рубеже 60-х  и 70-х годов стали разрабатывать конструкцию, которую позже положили в основу истребителей четвертого поколения. Была существенно увеличена динамика и маневренность летательного аппарата. Здесь отечественные конструкторы крепко заняли пальму первенства. Су-27 и МиГ-29 стали лучшими представителями истребителей своего времени, давая реализовать выполнение невозможных до этого времени фигур пилотажа.

Кабина Су-27

Кабина Су-27

В 80-х годах начались разработки истребителей пятого поколения. Упор был сделан на малозаметность аппарата, приближая его к невидимости на различных диапазонах излучения. Подобные параметры достигаются использованием поглощающего материала, специальных форм корпуса, пассивного оборудования связи на борту. Развал Советского Союза дал возможность американцам выдвинуться на истребительском поприще вперед. Именно они создали единственную модель, которую приняли на вооружение.

F-22 «Раптор»

F-22

F-22 «Раптор»

В 1986 году был объявлен конкурс на разработку истребителя пятого поколения. На финишную прямую вышли две группы компаний, которые имели все шансы выиграть тендер. В процессе конструкторского соревнования требования к машине были несколько снижены, так как денежная составляющая проекта стремительно росла. Был отброшен ряд технического оснащения, давая надежду на конвейерную реализацию истребителя. Прототип, предоставленный компаниями Lockheed, Boeing и General Dynamics, оказался более предпочтительным. Именно этим компаниям доверили разработку и внедрение самолетов нового поколения. В 1997 году пробный полет совершил первый «Раптор». По сравнению с прототипом, который выиграл тендер, эта машина имела более мощный двигатель с управляемыми соплами (вертикальный взлет и посадка) и измененный планер самолета (конструкция аппарата). Испытания F-22 прошли достаточно успешно, и уже в 2001 году самолет стал в серийное производство. С 2003 года «Раптор» стал поступать на вооружение отдельных частей ВВС США. Стремительную динамику производства и введения в эксплуатацию прервал экономический кризис 2008 года.

Новым импульсом в жизни F-22 могло стать массовое распространение новейших зенитно-ракетных комплексов и других инновационных методов противовоздушной защиты. Передовые характеристики «Раптора» стали вновь очень актуальны. Однако высшие американские чины все же не решились продолжать массовое производство истребителя, сославшись на экономический фактор и некоторые конструкторские недоработки.

Многие данные о технических особенностях F-22 засекречены. Однако часть информации является общедоступной. Около 40% использованных материалов – это полимерные композитные материалы. Треть из них представляют термопластичные углепластики. Достаточно большой объем занимают радиопоглощающие материалы, которые способствуют основной концепции истребителей пятого поколения (невидимость). Крылья истребителя имеют ромбовидную форму и оснащены вертикальным стабилизатором. Сердцем «Раптора» являются два турбореактивных двигателя с форсажными камерами. Они имеют возможность вертикального управления тяги. Плоская конструкция сопла позволяет снизить видимость самолета в инфракрасном диапазоне. F-22 может набирать сверхзвуковую скорость даже без использования форсажа, что дает ему серьезное преимущество в воздушной боевой деятельности. Боевую мощь олицетворяют ракеты класса воздух-воздух, 20-миллиметровая пушка, корректируемые и высокоточные бомбы. Применение ракетного и бомбового потенциала может производиться при сверхзвуковой скорости. Колоссальное внимание уделено бортовому оборудованию и средствам связи. Мозговым центром «Раптора» являются две отказоустойчивые ЭВМ, а за связь отвечает передовая антенная аппаратура и оборудование, оснащенное системой распознавания сигнала «свой-чужой» и защищенными каналами передачи данных.

При длине 18,9 м. размах крыльев самолета составляет 13,56 м., а масса в целом боекомплекте и с полным баком – 30206 кг. «Раптор» может развить скорость 2570 км/ч, а радиус боевого действия машины приближается к отметке в 750 км. Разные источники предоставляют расходящиеся данные о расстоянии обнаружения цели. Принято считать, что дальность обнаружения равняется около 210 км.

Большая стоимость истребителя (150 млн. дол.) и дорогое обслуживания оказались не единственными минусами F-22. Пилоты американской боевой авиации столкнулись также с техническими проблемами истребителя. Регулярно случались сбои в работе бортовой системы генерирования кислорода. Скрупулезные поиски причины поломок так и не принесли результатов, а все больше пилотов жаловались на удушье. Частично проблему решили, введя ограничения на дальность и высоту вылетов. В 2011 году был собран последний серийный «Раптор», подведя черту под целой эпохой этого флагманского истребителя.

F-35

F-35

F-35

Учесть допущенные недочеты и заменить «Раптор» призван истребитель F-35. Этот аппарат дешевле своего предшественника и предлагается в нескольких модификациях, в зависимости от места и характера применения самолета. Будут предлагаться модели, разработанные для взлетов и посадок на авианосцы.

Мелкосерийное производство нового истребителя началось в 2006 году, а планомерное внедрение в военную эксплуатацию планируют начать с 2016 года. Примечательно, что в 2017 году на борт F-35 собираются поместить ядерное вооружение.

ПАК ФА (Т-50) — российский ответ

ПАК ФА (Т-50)

ПАК ФА (Т-50)

Отечественные конструкторы не могли не вступить в соревнование с американскими оппонентами. Военная сверхдержава просто обязана иметь в своем арсенале современный истребитель. Вот поэтому и появился на боевом небосклоне ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) или Т-50. Этот аппарат пятого поколения был призван составить достойную конкуренцию «Раптору» и  F-35. В 2002 году начались работы по проектированию российского истребителя нового поколения. Уже в 2005 году организовали финансовую составляющую работ. Разработка Т-50 была поручена компании «Сухой», которая пообещала наладить серийное производство самолета к 2015 году. Первые наземные испытания были проведены в 2009 году, а летный дебют состоялся в 2010 году. Создатели постоянно ведут доработки, создавая опытные летные образцы. В 2013 году Т-50 совершил первый самостоятельный длительный перелет. На данный момент ведутся работы по изготовлению шестого, седьмого и восьмого летных прототипов. Естественно, что большое количество информации о Т-50 засекречено, однако понятно, что истребитель будет соответствовать всем требованиям пятого поколения и составить конкуренцию иностранным аналогам. При этом заявляется, что стоимость российского истребителя будет относительно ниже конкурентов (Индийская армия планирует закупать самолет по 100 млн. дол.) Т-50 будет оснащен ракетами воздух-воздух, но их количество остается неизвестным. Также есть возможность установки пушечного орудия. Турбореактивные двигатели будут оснащены форсажными камерами, управляемым вектором тяги, цифровым управлением и плазменной системой зажигания. Т-50 сможет развивать сверхзвуковую скорость без режима форсажа, не уступая в этом компоненте американскому «Раптору». Разработчики обещают удивить принципиально новым бортовым и локационным оборудованием, которое должно вывести защищенность и качество эксплуатации на более высокий уровень. ПАК ФА соответствует всем современным критериям малозаметности, что повышает продолжительность рабочего цикла истребителя.

При длине в 19,7 м. размах крыльев составляет 14 м. Максимальный вес истребителя 37000 кг. Т-50 может разогнаться до 2600 км/ч. А при полном баке дальность полета колеблется в пределах 4300 км.  Самолет набирает 330 м. высоты за секунду, при потолочной высоте работы в 20 км.

Т-50 в небе

Т-50 в небе

Т-50 соответствует всем мировым стандартам истребителей пятого поколения и имеет все шансы серьезно занять свою нишу в военной авиации не только России, но и других стран.

Оставьте свой отзыв

Вы должны Войти, чтобы оставлять отзывы.