Беспилотные летательные аппараты. «Дроны» на службе у человека.

Два упитанных боевых офицера, сидя на стуле и смотря в монитор, проводят очередную военную операцию, которая вероятно повлияет на исход военных действий. Это не фантастический сюжет к фильму. Это уже реальность. Научные наработки дают возможность обезопасить личный состав, бросая в бой программируемых железных воинов. Пока до взвода роботов далеко, но вот механизмы средних размеров уже прочно укрепились в армии. Беспилотный летательный аппарат, или как его называют «дрон», один из таких приспособлений.

4dab64

С чего все начиналось

Бывшая игрушка прошла курс переквалификации, начав выполнять широкий спектр военных и мирных задач. Современные «дроны» – это далеко не игрушка. Их масса может превышать 1000 кг, а время полета – 24 часа. Есть и «микро-дроны», вес которых не более 10 кг, а нахождение в воздухе ограничивается 1 часом. В этом диапазоне разработано множество моделей с разными характеристиками и задачами. Сильно простимулировала разработку беспилотников Вторая мировая война. И немецкие инженеры, и ученые союзных сил начали проводить серьезную работу в этом направлении. Хотя идея применения беспилотных приспособлений для поражения цели имеет американские корни. Еще в 1910 году инженер из Огайо задумал использовать управляемые летательные аппараты для доставки боевого заряда к цели. Эдакая дистанционно пилотируемая ракета земля-земля. Однако на вооружение тогда эту разработку не взяли.

Первым серьезным успехом был запуск беспилотника Великобританской армии. Он получил звучащее имя  Queen Bee, успешно выполняя свои задания с 1934 по 1943 года. Примерно в это же время немцы разработали несколько видов подобного оружия. Среди них были направляемые бомбы и радиоуправляемые самолеты с взрывчаткой. Это беспилотное вооружение успешно использовалось в боевых заданиях, что привело к разработке крылатых ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. Открылась совершенно новая отрасль вооружения, переведя ведение боя на новый уровень.

Отечественные разработки

Конечно, советские ученые не стояли в стороне. В 1941 году Красная Армия вооружилась аппаратом «ТБ-3». Это была радиоуправляемая летательная единица с полным бомбовым оснащением. Позднее было налажено переоборудование старых самолетов в подобные беспилотные машины. С середины 20 века советские разработчики спроектировали серию беспилотников с различными характеристиками и задачами, став законодателями моды в этой отрасли.

Одними из самых успешных разработок тех лет оказались «дроны-разведчики» Ла-17Р и Ту-123. «Дрон» Ла-17Р, построенный на базе летающей мишени, первый полет совершил в 1963 году. Аппарат вел фоторазведку, развивая скорость полета до 885 км/ч. Была увеличена дальность полета и внедрена парашютная посадка. Размах крыльев составил 7.5 м, масса – 3100 кг. Максимальная дальность действия разведчика составила 400 км. «Дрону» программно задавался маршрут следования, а также было предусмотрено радиоуправление с базы. Ла-17Р был поставлен на потоковое производство, однако факты применения беспилотника в боевых условиях не зафиксированы.

Ла-17Р

Ла-17Р

Параллельно с Ла-17Р был разработан сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123, получивший название «Ястреб». Изначально аппарат был задуман как межконтинентальный самолет-заряд с термоядерной начинкой. Но ударную мощь страны стали строить на основе баллистических ракет. Проект «Ястреб» перевели в разведывательную плоскость. «Дрон» оснастили аппаратурой фото- и радиоразведки. Беспилотник, построенный на базе самолета Ту-121, находился в эксплуатации до 1972 года.

Ту-123

Ту-123

После распада Союза передовые позиции в разработке беспилотных летательных аппаратов были утеряны. Российское командование долго не уделяло должного внимания подобным исследованиям. Однако стало очевидно, что беспилотные «дроны» – важнейшее составляющее сегодняшнего военного вооружения. Отечественные конструкторские бюро стали серьезно работать, чтобы догнать своих иностранных конкурентов. Компания «Транзас» и ОКБ «Сокол» заключили соглашение с Министерством Обороны России. Эти организации будут разрабатывать новую линейку «дронов», которая в ближайшее будущее должна стать на вооружение.

Беспилотное вооружение США

В 90-х пальму первенства в беспилотных разработках перехватили американцы. За два десятилетия они достигли внушительных результатов. К 2010 году ВВС США насчитывал уже 400 солдат, которые специализировались на пилотировании «дронов». А в 2012 году количество беспилотников достигло трети от всех летательных аппаратов ВВС. Львиную долю «дронов» составляют  RQ-11 Raven («Ворон»). Этот современный аппарат можно запускать просто с руки. Он содержит камеру высокого разрешения и тепловизор. «Ворон», вставший на вооружение в 2003 году, с успехом используется до сегодняшнего времени. «Дрон» может автоматически летать, координируясь информацией системы  GPS, а также управляться вручную. Продолжительность полета  RQ-11 ограничивается одним часом, при котором аппарат может развить скорость 95 км/ч. Максимальная высота полета «Ворона» 5000 метров. Успех этой разработки подтвержден заказами на поставку другими странами (Великобритания, Австралия, Дания, Испания, Италия). Правительство США выделяет денежные средства на обновление характеристик «Ворона», что значительно продлевает жизнь этого «дрона».

Запуск "Ворона"

Запуск «Ворона»

Кроме США и России на производстве беспилотников специализируется еще ряд стран: Израиль, Великобритания, Германия, Украина. Их разработки достаточно конкурентоспособны. Израильская линейка «Дронов»  HEMES хорошо себя зарекомендовала на рынке. А Британские военные провели испытание беспилотника со стелс-возможностями. Этот аппарат может вести разрушительные и разведывательные действия, оставаясь незамеченным.

Гражданское применение

Военная ипостась далеко не единственная для беспилотного летательного аппарата. С 2000-х годов «дроны» стали использовать в мирных целях. Суть работы осталась такая же – наблюдение и фиксация. Но смысловая нагрузка изменилась, а размеры стали намного компактней. Беспилотники помогают следить за посевами, пожарами, миграцией животных. С помощью «дронов» создают карты, проектируют сложные строения, патрулируют местность. На зимней олимпиаде в Сочи беспилотный летательный аппарат помогает в трансляции спортивных событий.

«Дроны» должны принести немало пользы человечеству. Остается надеяться, что ее окрас будет иметь более мирный оттенок.

Оставьте свой отзыв

Вы должны Войти, чтобы оставлять отзывы.